Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Выступление на муниципальном педагогическом форуме по теме «Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития»

Методическая копилка - Русский язык

Выступление учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области» Дежкиной Л. И.

на муниципальном педагогическом форуме 26.08.2016 г.

 

Тема: «Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития»

В начале XXI века мы прервались на 10 лет с выпускным сочинением. В 2014-2015 учебном году введена новая форма государственной итоговой аттестации – итоговое сочинение. Педагоги, ученики, родители отнеслись к этому неоднозначно: «Ещё не пройден весь курс литературы!», «На литературу отводится 2-3 часа в неделю», «Трудно подготовить к трём видам сочинения: итоговому сочинению, сочинению-рассуждению по русскому языку и письменному ответу на проблемный вопрос по литературе (экзамен по выбору)».

 И хотя в русской школе существует более 200-летний опыт работы над сочинением, не просто вернуться к прежним позициям, когда сочинение по литературе было экзаменом № 1 в школе. Во всём должна быть система, непрерывная подготовка к этому сложнейшему виду работы, начиная с первого класса. Тренинг сочинения должен быть постоянным и должен присутствовать на каждом уроке. Это может быть сочинение-миниатюра, письменный ответ на вопрос по тексту. И здесь уже не так важна методологическая разница между сочинением и письменным ответом. То есть, чтобы написать, надо писать. Это мысль, безусловно, не новая. И у каждого учителя-словесника есть опыт этой работы.

Но в 2014-2015 учебном году выпускное сочинение должны были писать ученики, которые с 5 класса целенаправленно готовились прежде всего к сочинению-рассуждению по русскому языку в рамках ЕГЭ. Ученики, для которых литература как предмет была на втором плане, так как экзамен по выбору сдавали единицы. Ученики, читательский выбор которых надо было корректировать. Ведь вслед за родителями подростки погружались в мир современных «бестселлеров» низкого качества. Прежде чем учить школьников думать, читать, анализировать, рассуждать, надо прививать им вкус к серьёзной литературе. И учителя-словесники по-прежнему остаются для школьников проводниками в мире книг. Знакомят с качественными рецензиями в «Литературной газете», с новинками художественной литературы на сайте МЦБС (Межрегионального центра библиотечного сотрудничества).

Помимо всего, информационный поток, который испытываем все мы, и взрослые, и дети, привёл к клиповому мышлению. А при постоянном использовании вторичной информации снижается способность к творчеству. Человек перестаёт стремиться к созидательности: перерабатывает то, что уже существует, по-разному комбинирует фрагменты информации. В школе, как в зеркале, отражаются проблемы общества: большой популярностью у учеников пользуются готовые «золотые» сочинения. Таким шпаргалкам более ста лет, но пользовались ими дети, слабо успевающие, а не претенденты на медаль.

Несмотря на все трудности, учителя-словесники должны подготовить всех учеников к итоговому сочинению по литературе. Перспективным в этом направлении является возможность выделить часы элективных курсов для практикума по написанию сочинения, разработать алгоритм написания итогового сочинения. Конечно, выпускники должны творчески подходить к написанию сочинения, думать, размышлять. Но после длительного перерыва без выпускного сочинения школьники разучились писать объёмные работы и не знают, куда «идти» в этих рассуждениях, в каком направлении «двигаться». Алгоритм написания сочинения поможет им в этом. Важно не просто дать его, но показать его «в действии» на примере нескольких образцов сочинений.

Сочинение в современной школе должно стать не просто формой итоговой аттестации, а видом творческого задания, средством формирования личности учеников, его мыслительной деятельности и связной речи. От творческой активности учителя, его способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной работы.

 От сочинения нам никуда не уйти, а значит, надо быть готовым к самым неожиданным изменениям и в критериях оценивания сочинения, и в жанровом своеобразии, анализировать результаты ученических работ, выявлять ошибки и с учётом этого строить свою дальнейшую деятельность.