Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Праздник пунктуационных знаков

Методическая копилка - Начальная школа


Праздник пунктуационных знаков


Ведущий: Красив язык, мой русский

И в радости, и в грусти.

Он всякий раз со мной –

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

 

Сегодня на наш праздник пришли гости.                                                                                               (10 человек в черных трико, черных масках и с большими белыми бумажными карманами на груди поднимаются на сцену).

 

Ведущий: Все они в масках… Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

 

1-я маска:      Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

 

Дети из зала: Вопросительный знак!

 

1-я маска: (достает из кармана вопросительный знак, открывает свое лицо).

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?

Вот какой я мастак, Вопросительный знак!

 

Ведущий:       Прошу вторую маску загадать свою загадку.

 

2-я маска: Бурным чувством нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

 

Дети: Восклицательный знак!

 

2-я маска:      Правильно, ребята!

Обычно в предложении стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

 

Ведущий:       Следующая маска, ваша загадка.

 

3-я маска:      Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

 

Дети:              Точка!

 

Ведущий:       Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.

Точка надевает на голову шапочку с изображением божьей коровки.

 

Брошенный кем-то тетрадный листок

Божьей коровки вниманье привлек.

- Что здесь написано? Каждую строчку

Лапками щупала долго она.

И, наконец, обнаружила… точку.

Божья коровка удивлена:

- Кто умудрился и, главное, как

Снять у меня со спины этот знак?

 

Ведущий:       А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

(Остальные маски называют себя, открывая лицо и доставая из бумажного кармана свой знак).

 

Многоточие:

Я – многоточие. Обо мне сложены такие строчки:

 

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далекими,

Туманными намеками…

Двоеточие:

Я - двоеточие. Обо мне говорят так:

 

Двоеточие глазастое

Ходит, знаниями хвастая

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему…

 

Тире: Я – тире.

Лягу палочкой на строчку:

- Проходите по мосточку.

 

(Две пары детей представляют кавычки и скобки)

 

Кавычки:      Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:

 

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

 

Скобки:         Мы – скобки.

 

Словам раскрываем объятья:

- Ждем в гости вас, милые братья!

 

Ведущий: Вот и все наши гости.

 

Ученик: (шумно вбегает на сцену)

- Что же это такое?! Еще один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.

Ведущий:       Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

 

Клякса: (девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье, с табличкой на груди: "Клякса", выглядывает из-за кулис)

 

- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

 

Ученик: Нет! Так говорят ее враги. Она наоборот помогает людям читать:

Там где она стоит нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадываетесь, о ком идет речь?

 

Дети: Речь идет о запятой!

Ученик: Да! Это – о запятой! Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила однажды!

Вот послушайте.

(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках)

 

 

казнить ,        нельзя      помиловать

Ученик: (продолжает громко)

…и тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.

 

Ведущий:       Казнить, нельзя помиловать.

 

Ученик: Да так и получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.

(ученик переставляет ребят с карточками и продолжает)

 

…и получилось: Казнить нельзя, помиловать.

 

Ведущий:       Каких только историй не бывает на свете.

 

В зале появляется Буратино, он пробирается на сцену.

 

Буратино: Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте ребята!

Вот принес вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

 

Ведущий:       Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?

 

Знаки препинания (хором)            – Мы!

Знаки препинания отходят в сторону и шепчутся. Ведущий предлагает учащимся из зала попробовать прочитать телеграмму.

 

 

 

Телеграмма

 

ребя доро                   ?                здрав

гие та              ляю           вас

с празд зна            препи                ков

ником нания                по              ?

 

Ведущий: Давайте спросим у знаков препинания, правильно ли мы расшифровали текст?

 

Двоеточие и кавычки: (хором) – В телеграмме говорится: "Дорогие ребята…"

 

Запятая:        - Запятая!

 

Двоеточие и кавычки: - Поздравляю вас с праздником Знаков препинания!

 

Точка: - Точка!

 

Ведущий:       Да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь не причем.

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять…

Знаки препинания: (хором)

- Никогда не забывать!

 

Ученик:

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

 

 

Буратино:      - Я ребята, тоже учусь. Вот какое стихотворение я выучил:

Шьет иголкой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

 

Ведущий:       Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.