Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ПОЛОЖЕНИЕо по рядке разработки рабочей программыпо учебному предмету (курсу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

         Утверждаю                                                                                 Принято на

Директор школы ________ М.В.Булгакова                                      заседании педагогического совета

Приказ от ________ № ____                                                           Протокол от___________

                                                                                                               № ___________                    

                          

                       

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке разработки

рабочей программы

по учебному предмету (курсу)

Щигры – 2014 г.

  1. Общие положения

     

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28, требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждённого приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089, Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2                        г. Щигры Курской области».

1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса) (далее Рабочая программа).

1.3. Рабочая программа, утвержденная  образовательным учреждением - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения  учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками)  в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждённого приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», ФГОС в условиях МБОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области».

1.4. Рабочая программа, как  компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом МБОУ

« СОШ № 2 г. Щигры Курской области».

1.5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (предметной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.

Задачи программы:

  • сформировать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

    1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

    -  является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

    -  определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях;

    -  обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

    -  реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

    -  включает модули регионального предметного содержания; 

    -  создает условия для реализации системно - деятельностного подхода;

    -  обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.

    1.7.   При организации интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательных классах по специальным (коррекционным) программам СКОУ VII вида должно быть учтено следующее:

    - качество материально- технического оснащения процесса интегрированного обучения (специальное оборудование, дидактические средства и пр.);

    - реализация различных моделей интеграции;

    - наличие обязательного коррекционного блока, функционирующего параллельно с общеобразовательным;

    - психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению;

    - особенности психофизического и речевого развития обучающихся;

    - индивидуальные возможности ребенка;

    - уровень учебной мотивации.

    1.8. При организации индивидуального обучения на дому по общеобразовательной программе и программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VII и VIII видов – адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка в рамках учебного расписания.

    2. Разработка рабочей программы

     

    2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

    2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей).

    2.3. Рабочие программы составляются на каждый учебный год и не подлежат архивированию.

    2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    - государственному стандарту общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту;

    - примерной программе по учебному предмету (курсу) или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;

    -основной образовательной программе школы;

    -  учебно-методическому комплексу (учебникам).

    2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся.

    2.6. Рабочая программа является обязательным документом  для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

  1. Оформление, структура и содержание рабочей программы

     

3.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее, правое - 1- 2 см, левое – 3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска).

Рабочая программа прошивается, скрепляется печатью образовательного учреждения и подписью директора.

3.2. Структура рабочей программы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание программы;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • планируемые результаты изучения предмета;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения программы;

  • календарно-тематическое планирование;

  • материально-техническое и учебно – методическое обеспечение;

  • лист внесения изменений в рабочую программу. (Приложение 1).

    3.3. Содержание Рабочей программы учебного предмета (курса):

Разделы Рабочей программы

Содержание разделов Рабочей программы

Титульный лист

(приложение №2)

- полное наименование образовательного учреждения;

- грифы «Рассмотрено» методическим объединением учителей образовательного учреждения с указанием даты и номера протокола;

- гриф «Принято»   педагогическим советом школы   с указанием даты   и номера протокола;

- гриф «Утверждаю» руководитель образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;

- наименование учебного предмета, для изучения которого разработана программа;

- указание формы обучения;                                       

- указание класса или параллели, где реализуется программа;

- количество часов в неделю, всего за учебный год;

-фамилия, имя, отчество, должность составителя(ей) Рабочей программы, квалификационная категория;

- год составления программы.        

Содержание

- разделы рабочей программы с указанием страниц.

Пояснительная

записка

- библиографический список программ (примерной, авторской), на основе, которой разработана Рабочая программа;

- обоснование выбора УМК;

- цель и задачи обучения предмету;

- ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

- общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий;

- количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа;

- информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование;

- используемая в тексте программы система условных обозначений (при наличии).

Учебно-тематический план

(Приложение 3)

- описание последовательности изучения разделов и тем программы;

- распределение учебных часов по разделам и темам.

Оформляется в виде таблицы. Возможна   корректировка УТП по согласованию с   МО учителей - предметников и   администрацией школы.

Содержание программы

- перечень и название разделов учебного предмета;

- количество часов необходимое для изучения раздела;

- реферативное описание каждого раздела в соответствии с учебно-тематическим планированием.

(Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ, Примерная программа по предмету, авторская программа по предмету).

Требования к уровню подготовки учащихся

Должны соответствовать требованиям, сформулированным в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования или федеральном государственном образовательном Стандарте и авторской программе, взятой за основу.

Планируемые результаты изучения предмета

-  описание планируемых результатов обучения;

- подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов (для программ в соответствии с ФГОС).

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы

- описание принципов и критериев оценивания достигнутых результатов обучения по программе в соответствии с принципами Федерального компонента государственного стандарта   общего образования или ФГОС.

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(Приложение 4)

- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-даты их планируемого и фактического проведения, темы отдельных уроков;

- вид занятий (лабораторные, практические);

- виды и формы учебной деятельности обучающихся;

- темы контрольных работ.

Оформляется в виде   таблицы. Возможна   корректировка КТП по согласованию с   МО учителей - предметников и   администрацией школы.

Материально-техническое и

учебно-методическое

обеспечение

Рабочей программы

- библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

- литература, рекомендованная для обучающихся;

- оборудование и приборы;

- цифровые образовательные ресурсы;

- Интернет-ресурсы;

- литература, использованная при подготовке программы;

- дидактический материал;

-др.

Структура рабочей программы может быть использована при написании рабочих программ всеми педагогами школы.

    1. Содержание Рабочей программы курса внеурочной образовательной деятельности:

Разделы Рабочей программы

Содержание разделов Рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- грифы «Рассмотрено» методическим объединением учителей образовательного учреждения с указанием даты и номера протокола;

- гриф «Принято»   педагогическим советом школы   с указанием даты   и номера протокола;

- гриф «Утверждаю» руководитель образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;

- наименование учебного курса, для изучения которого разработана программа;

- указание формы обучения;                                       

- указание класса или параллели, где реализуется программа;

- количество часов в неделю, всего за учебный год;

- фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) курса;

- год составления программы

Пояснительная

записка

- библиографический список примерной (авторской) программы, на основе, которой разработана Рабочая программа курса (если такая программа имеется);

- информация о возрастной группе обучающихся, на которых ориентирована программа;

- информация о назначении программы курса;

- цели, задачи, принципы, на которых строится данная программа курса;

- ценностные ориентиры содержания курса;

- обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности и режим занятий;

- сведения о распределение часов по годам обучения;

- формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.);

- используемая в тексте программы система условных обозначений

Планируемые результаты

- описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности;

- личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты обучающимися.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

- краткое описание разделов курса, с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и почасовое распределение по каждому классу.

Календарно - тематическое планирование

- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- формы внеурочной деятельности.

Оформляется в виде   таблицы. Возможна   корректировка КТП по согласованию с МО учителей -   предметников и администрацией школы.

Материально-техническое и учебно-методическое

обеспечение

Рабочей программы

- библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- цифровые образовательные ресурсы;

- Интернет-ресурсы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- литература, использованная при подготовке программы;

- др.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Рабочие программы всех дисциплин, предметов, курсов сдаются до 26 августа руководителям методических объединений.

4.2. Рабочие   программы     перед   утверждением       рассматриваются     коллегиальным       органом     (методическими       объединениями),     по   итогам     рассмотрения     оформляется     протокол.

Коллегиальный     орган   рассматривает   рабочую     программу   на   предмет   её соответствия     требованиям     государственного       образовательного     стандарта     и   принимает     решение   «рекомендовать к утверждению».

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе   на предмет   соответствия   программы     учебному   плану   школы, а   также   проверяется   наличие   учебника,   предполагаемого   для   использования, в федеральном перечне.

4.3. Решение об утверждении рабочих программ принимает педагогический совет.

4.4. По   итогам     рассмотрения     рабочих     программ     издается     приказ     об   утверждении рабочих программ.

4.5. Реализация рабочих программ осуществляется в течение учебного года.

4.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу      учебного предмета (курса) в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

4.7. Школа может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании коллегиального органа, утвердив их приказом образовательного учреждения.

4.8. Рабочая программа утверждается приказом директора ежегодно, до 1 сентября.

4.9. Утвержденные рабочие программы учебных предметов (курсов) учебного плана  являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием муниципального уровня, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

4.10.Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированными педагогами соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным экспертным советом.

4.11. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.

4.12. Педагоги ОУ обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель».

4.13. Рабочая программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр утвержденных рабочих   учебных программ хранится в документации школы один год, второй экземпляр передается педагогу для осуществления учебного процесса. Администрации школы так же предоставляется электронный вариант рабочей программы.

4.14. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

                                                                                                     Приложение 1.

Лист внесения изменений в рабочую программу

п/п

Дата

внесения

изменений

Раздел,

тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с

зам. директора

по УВР

           
           
           
           
           
           
           
           
           

Приложение 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

         Утверждаю                                                     Рассмотрено                                    Принято

Директор школы ________ М.В.Булгакова       на заседании                                   педагогическим советом

Приказ от ________ № ____                            методического объединения        Протокол от___________

                                                                               учителей ________________         № ___________                    

                          Протокол от ____________

                                                                                 № _____

                                                                                                 

            

                                                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____________________

(название предмета)

(общеобразовательная для ___ класса,

__ ч. в неделю, всего ___ ч.)

                        

                                                                                                       Составитель:

                                                           Ф. И. О. учитель __________                                                                               квалификационной категории

201__ г.

Приложение 3.

Рекомендуемая форма

представления учебно-тематического планирования

п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные,

практические

работы

Экскурсии

Проверочные

работы

           
           
           

ИТОГО:

       

Возможна корректировка УТП по согласованию

с МО учителей - предметников и администрацией школы.

Приложение 4.

Рекомендуемая форма представления

календарно-тематического планирования

по (название предмета, курса) для … класса

  1. Для рабочих программ по государственному стандарту общего образования 2004 г.

№ п/п

Дата

Тема урока

Обучающийся должен знать

(вводимые понятия)

Обучающийся должен уметь

( основные умения и навыки)

Лабора-

торные работы, демонстра-

ции

по плану

по факту

Тема 1. …………….(… ч)

             

Возможна корректировка КТП по согласованию

с МО учителей - предметников и администрацией школы.

  1. Для рабочих программ по ФГОС.

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

по плану

по факту

1

 

Тема 1. …….. (… ч)

               

Возможна корректировка КТП по согласованию

с МО учителей - предметников и администрацией школы.