Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о классном руководителе

11

 

1. Общие положения

1.1.            Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-«Об образовании в Российской Федерации», инструктивно-методическими документами Ми­нистерства образования Российской Федерации об организации воспи­тательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2.    Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, на­правленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве.

1.3.    В своей деятельности классный руководитель руководствуется поло­жениями Конвенции о правах ребенка, законодательства РоссийскойФедерации о правах ребенка и их гарантиях, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-«Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав и свобод человека, Уставом школы и настоящим Положением.

1.4.            Деятельность классного руководителя основывается на принципах де­мократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5.            Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляют заместители директора школы по учебной и воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель ди­ректора школы по воспитательной работе.

1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представите­лями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, педагогом-психологом, социальным педагогом, педаго­гами дополнительного образования.

2. Функции классного руководителя:

2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

- организация и координация  воспитательного процесса в классе;

-  формирование классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

- организация системы отношений и системной работы через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

-  создание  благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

-  формирование у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции;

-   гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

-   защита прав и интересов обучающихся;

-  развитие культуры межэтнических отношений;

-  формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных  ориентиров;

- организация всех видов коллективной и индивидуальной, творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.

2.3. Аналитико - прогностическая функция:

- изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого обучающегося;

- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обуча­ющихся класса;

- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;

- изучение физического и психологического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и проведения во взаимодействии с медицинской и психологическими службами школы;

- систематический анализ динамики личностного развития учащихся.

2.4. Коммуникативная функция:

- развитие и регулирование межличностных отношений между обучающи­мися, между учащимися и взрослыми;

- оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и
для каждого отдельного воспитанника;

       2.5. Организационно-координирующая функция:

- планирование деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями, поставленным нормативно-правовыми актами администрацией школы для классных руководителей;

- ведение документации (журналы, дневники, личные дела обучающихся);

- ведение педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса;

- организация классного коллектива и формирование системы ученического самоуправления;

- создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;

- организация дежурства по классу, школе, столовой;

- организация выполнения санитарных правил и норм в классе и школе;

- организация питания обучающихся;

- работа по формированию культуры внешнего вида обучающихся;

- систематическое (1 раз в неделю) проведение классных часов (собраний), организационно-классных часов и т.п. с обучающимися закрепленного класса;

- организация работы по профессиональной ориентации обучающихся;

- систематическое проведение родительских собраний (не реже одного раза в четверть);

- содействие деятельности родительского комитета школы;

- повышение своей профессиональной квалификации;

- взаимодействие с учителями, работниками в классе;

- учет и стимулирование внеурочной, внеклассной деятельности обучающихся закрепленного класса;

2.6. Социальная функция.

- выявление и учет детей социально незащищенных категорий;

- обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся;

- систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения условий воспитания и выработки совместно с родителями стратегии и тактики воспитательной работы;

- систематическое осуществление наблюдений за поведением учащихся, стоящим на учете в «группе риска».

    

     При осуществлении полномочий классного руководителя педагогический работник имеет право:

- получать регулярную информацию о физическом здоровье детей;

- контроль посещение учебных занятий учениками его класса;

- контролировать успеваемость каждого ученика;

- координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»;

- выносить на рассмотрение администрации педагогического или методического совета школы согласование с коллективом класса предложения;

- приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в подразделения полиции по делам несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся его класса;

- определять программы индивидуальной работы с детьми;

- по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной работы;

- выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.

3. Обязанности классного руководителя

3.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.

3.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов. 

3.3. Изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.

3.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в разви­тии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

3.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

3.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите обучающихся.

3.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

3.8. Пропагандировать здоровый образ жизни.

3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса.

310. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

3.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, приняты­ми в школе.

3.12. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешколь­ные мероприятия с классом.

3.13. Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, классный жур­нал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности обучающегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

3.14. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и пси­хологии.

                                          

3.15. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешколь­ных мероприятий.

3.16. Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демон­стрировать, на личном примере образцы нравственного поведения.

4. Организация работы классного руководителя.

4.1. Работа классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:

Классный руководитель ежедневно:

- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выяс­няет причины их отсутствия или опоздания;

- проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;

- организует и контролирует дежурство обучающихся в классном кабинете;

- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

Классный руководитель еженедельно:

- проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю;

- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;

- организует работу с родителями по ситуации;

- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации;

- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.

Классный руководитель ежемесячно:

- посещает уроки в своем классе;

- проводит консультации у психолога и отдельных учителей;

- решает хозяйственные вопросы в классе;

- организует заседание родительского комитета класса;

- организует работу классного актива.


Классный руководитель в течение учебной четверти:

- оформляет и заполняет классный журнал;

- участвует в работе методического объединения классных руководите­лей;

- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

- проводит классное родительское собрание;

- представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть.                 .

Классный руководитель ежегодно:

- оформляет личные дела обучающихся;

- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень вос­питанности обучающихся в течение года;                                                      .

- составляет план воспитательной работы в классе;              

- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

4.2. Количество открытых воспитательных мероприятий в классе, с приглашением заместителя директора по ВР, должно быть не менее двух в год.

4.3. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в чет­верть.

4.4. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собствен­ной работе.

4.5. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре.

4.6. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей, раз в 5 лет повы­шать свое профессиональное мастерство путем участия в семинарах, курсах.

5. Работа с родителями

5.1. Проведение родительских собраний, мероприятий, направленных на педагогическое просвещение родителей (тематические родительские собрания проводятся не реже 1 раза в четверть).

5.2. Изучение условий воспитания в семье.

5.3. Индивидуальная работа с родителями.

5.4. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной деятельности классного коллектива.

6. Полномочия классного руководителя

 Независимо от того, какая модель руководства классом выбрана, классный руководитель как административное лицо имеет право:

-   получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

-  контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

-   контролировать успеваемость каждого ученика;

-   координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»;

-  выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

-  приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;

-  определять программы индивидуальной работы с детьми;

-  по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

-  выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему самообразования и выездные стажировки.

Классный руководитель должен знать:

Конституцию РФ, законы РФ, реше­ния правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и социальную психоло­гию, педагогику, индивидуальные и возрастные особенности детей и подро­стков, возрастную физиологию, школьную гигиену, педагогическую этику, теорию и методику воспитательной работы, организации досуга, основы Трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

7. Оплата труда и социальные гарантии классного руководителя.

     За классное руководство предусмотрена выплата стимулирующего характера.

     В период нахождения педагогического работника на курсах повышения квалификации, в длительном отпуске сроком до одного года и получение пособия по временной нетрудоспособности функции классного руководителя приказом директора возлагается на другого педагогического работника.

8. Ответственность педагогического работника.

     За невыполнение и ненадлежащее исполнение без уважительной причины устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, распоряжений директора, своих должностных обязанностей педагогического работника, а также обязанностей, установленных Дополнительным Соглашением, в том числе за неиспользование представленных прав, педагогический работник несет дисциплинарную ответственность.