Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о портфолио обучающихся начальных классов

18

 

1.         Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфеле достижений разработано в целях выполнения Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры курской области» на основе ФГОС НОО.

1.2. Настоящее Положение о портфеле достижений разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта" от 06.10.2009 N 373" с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.3. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного портфеля достижений.

1.4. Портфель достижений ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.

1.5. Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки представления выпускника школы.

1.6. Портфель достижений является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования обучающимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает обучающихся на саморазвитие, самообразование.

1.7. Портфель достижений способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.

1.8. Портфель достижений – это инструмент динамики образовательных достижений (личностных, предметных и метапредметных).

2.    Цели и задачи создания портфолио

2.1. Представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.

2.2. Всесторонне оценивать как динамику формирование отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

2.3. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников.

2.4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.

2.5. Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс.

2.6. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.

2.7. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся.

2.8. Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

2.9. Стимулировать и поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.

3.    Порядок формирования Портфеля достижений

3.1. Период составления Портфеля достижений - 1-4 года (1-4 классы начальной школы), начинается с составления папки достижений, где осуществляется сбор работ учащихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.

3.3. Портфолио ведется учащимися индивидуально с помощью родителей и под руководством классного руководителя. Классный руководитель, учитель или другой педагог помогает ребенку и его родителям вести и регулярно пополнять и обновлять материалы портфолио. Классный руководитель систематически контролирует работу с портфолио и несет ответственность за организацию формирования Портфеля достижений и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием.

3.4. Портфель достижений хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. Не реже 1 раза в месяц портфолио пополняется материалами, систематизируется и обновляется. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение или класс портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

3.5. Формами работы с портфолио в начальной школе могут быть:

       - обсуждение с родителями основных целей, задач, форм и методов работы с портфолио;

       - общеклассное обсуждение основных требований, договорённостей, промежуточных и итоговых результатов;

       - групповая работа с обучающимися;

       - индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;

       - другие формы работы.

3.6. Методика работы с портфолио в начальных классах содержится в серии книг "Работаем по новым стандартам" ( А.В. Иванов. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.)

3.7. В формировании Портфеля достижений участвуют: обучающиеся, родители обучающихся, классные руководители, учителя - предметники, педагог - психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

3.7.1. Обучающиеся:

       - осуществляют заполнение Портфеля достижений;

       - оформляют Портфель достижений в папке с файлами;

       - при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфеля достижений, достоверность сведений, представленных в Портфеле достижений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

       - могут презентовать содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

3.7.2. Классный руководитель:

       - оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;

       - проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;

       - осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфеля достижений обучающегося начальной школы;

       - осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;

       - обеспечивает обучающихся необходимыми формами, рекомендациями,

       - оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

3.7.3.Учителя - предметники, педагоги дополнительного образования:

       - предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов Портфеля достижений;

       - организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

       - разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

       - проводят экспертизу представленных работ по предмету;

       - пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

3.7.4. Педагог - психолог, логопед:

       - проводят индивидуальную психодиагностику;

       - ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

3.7.5. Администрация образовательного учреждения:

       - разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфеля достижений;

       - создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

       - осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в практике работы образовательного учреждения;

       - организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфеля достижений как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

       - осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в образовательном процессе.

3.8. По итогам обучения на начальной ступени образования проводится комплексная оценка портфеля достижений. Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в портфель достижений уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником. На основе обеих оценок результаты систематизируются в виде выводов.

4.    Структура, содержание портфеля достижений.

4.1. Структура и наполнение портфеля достижений должны позволить обучающимся, учителям, родителям и внешним экспертам сделать выводы о:

1) сформированности у обучающегося метапредметных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности у школьника основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических работ;

3) индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.

Совокупность работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

4.2. Оформление портфолио производится в файловых папках. Материалы портфолио оформляются в виде печатных и рукописных текстов, документов или их копий, грамот, табелей, графиков и диаграмм, рисунков, поделок, фотографий, коллажей и др. Возможно приложение материалов в электронном виде (видео-, аудио-записи, медиаматериалы на электронных носителях). Материалы распределяются по разделам портфолио.

4.3. Портфель достижений ученика имеет:

- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;

- основную часть, которая включает в себя:

А) раздел " Мой мир"- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ("Мое имя", "Моя семья", "Мои увлечения", "Моя школа");

Б) раздел "Моя учеба"- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами";

В) раздел "Моя общественная работа" - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;

Г) раздел "Мое творчество" - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа

( поделка) можно поместить ее фотографию;

Д) раздел "Мои впечатления" - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;

Е) раздел "Мои достижения" - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости (табели), таблицы, графики, диаграммы, отражающие динамику достижений ребенка;

Ж) раздел "Отзывы и пожелания"– это характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.)В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции ученика, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы ученика, тексты работ, электронные версии, фотографии. Этот раздел включает в себя:

  • «Чему я научился на ВСЕХ предметах»

Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):

а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты);

б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД;

в) таблицы наблюдения учителей, педагогов, воспитателей ГПД – по всем УУД по результатам каждодневных наблюдений;

г) результаты психологической диагностики школьного психолога-психолога − личностно-мотивационной сферы, личностной самооценки (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию).

Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах».

а) самооценка учеником развития своих УУД.

  • «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (таблицы предметных результатов из Дневника).

Обязательная часть, пополняется учителем: показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в портфель достижений:

а) стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

б) таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

в) итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, пополняемая учеником: «Лист самооценки по предметам».

  • «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:

а) любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

б) каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».

З) раздел "Работы, которыми я горжусь" - в начале учебного года проверяется портфель достижений, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;

И) раздел "Содержание".

     Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфолио; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).

5.    Презентация Портфеля достижений учащихся начальной школы

5.1. Учащийся представляет содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфеля достижений обучающихся может проходить в форме выставок Портфелей достижений.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфеля достижений.

6.    Результативность

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делается вывод о:

       - сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

       - сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

       - индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).