Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о родитительских собраниях и родительском комитете

21

 

I. РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КЛАССА

1.  Общие положения

1.1.   Настоящее положение является локальным актом, регламентирующим отношения образовательного учреждения с родителями (законными представителями), являющимися участниками образовательного процесса в школе.

1.2.   Положение о родительском собрании определяет его назначение, функции в системе учебно-воспитательной работы, принципы проведения собрания, а также этапы деятельности педагога по его подготовке.

1.3. Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

1.4. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

1.5. Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.

1.6. Родительские собрания - это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

1.7. Родители (лица, их заменяющие) обязаны посещать проводимые Школой родительские собрания.

2.  Цели и задачи родительских собраний

2.1. Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному образованию детей; анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

2.2. Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2.3. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования школы.

2.4. Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

2.5. Формирование родительского общественного мнения.

2.6. Просвещение родителей в вопросах педагогики, воспитания, психологии, законодательства РФ.

2.7. Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций.

2.8. Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

2.9. Принятие   решения о добровольных пожертвованиях родителей   класса на укрепление   материально- технической базы школы   и определение их   размера.

2.10. Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

3.  Функции родительского собрания

3.1. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно-воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы.

3.2. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3.3. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

3.4. Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование.

3.5. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

3.6. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

4.  Виды и формы родительских собраний

4.1. Существуют следующие виды родительских собраний:

- организационные и итоговые;

- собрания-диспуты, круглые столы;

- тематические;

- итоговые;

- собрания- консультации;

- собрания – собеседования;

- родительская конференция;

- собрания – творческие отчеты;

4.2. Родительские собрания, как правило, являются комбинированными;

4.3 Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

а) знакомство:

  • с документами о школе;
  • с основными направлениями работы школы;
  • с задачами, стоящими перед школой;
  • с итогами работы;
  • с локальными актами;

6) обмен опытом по вопросу воспитания детей;

в) использование знаний, умений, возможностей родителей в работе с детьми;

г) оказание помощи в решении хозяйственных вопросов;

д) анализ учебно-воспитательного процесса в классе;

е) задачи, определяющие дальнейшую работу класса;

ж) планирование, организация деятельности по выполнению учебно-воспитательных задач классного коллектива;

з) подведение итогов;

и) актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч).

4.4. Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение (родительский всеобуч).

4.5. Родительский всеобуч планируется в соответствии с:

- требованиями социума;

- направлением работы школы;

- возрастными особенностями детей.

4.6.  Задачи родительского всеобуча:

1. Знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний

2. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи

3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания

4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

4.7. Классные родительские собрания проводятся по плану работы классного руководителя.

5.    Правила проведения родительских собраний

5.1. Классные родительские собрания проводятся не реже 1 раза в четверть.

5.2. Основные вопросы, рассматриваемые на классных собраниях:

- анализ учебно-воспитательного процесса в классе;

- задачи, определяющие дальнейшую работу;

- планирование, организация деятельности по выполнению задач;

- подведение итогов;

- актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы (родительский всеобуч).

5.3.  При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важнейших положений:

- атмосферу сотрудничества школы и семьи;

- интонацию собрания: советуем и размышляем вместе;

- профессионализм педагога – знание, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья);

- добрые, доверительные отношения;

- временные рамки проведения родительского собрания (не более 1,5 ч);

- главные показатели эффективности родительских собраний:

а) активное участие родителей

б) атмосфера активного обсуждения вопросов

в) обмен опытом

г) ответы на вопросы, советы и рекомендации.

5.4. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

5.5. Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к родителям и детям установок, рекомендаций и советов.

5.6. Главным методом проведения собрания является диалог.

5.7. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.

5.8. Учителя-предметники могут присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

5.9. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

5.10. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

5.11. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.

5.12. Классный руководитель информирует заместителя директора по ВР (или УВР) об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

5.13. Главные показатели эффективности родительских собраний - это:

-   активное участие родителей;

-   атмосфера активного обсуждения вопросов;

-   обмен опытом;

-   ответы на вопросы, советы и рекомендации.

6.    Принципы проведения родительских собраний

6.1.    Родительское собрание  – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации.

6.2.    Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что разговор будет вестись корректно и тактично. Обсуждение семей учащихся и конкретных учащихся на собрании не допускается.

6.3.    У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о них.  Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

6.4.    Результативным собранием можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.

6.5. Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей родительские собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как помочь им.



7.    Права родительских собраний

Родительское собрание имеет право:

1.    Обратить внимание родителей на:

- неукоснительное выполнение решений собрания;

- выполнение п.4 ст.44 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования);

- выполнение Устава школы.

2.    Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решения в форме предложений.

3.    Приглашать на собрания специалистов:

- юристов

- врачей

- психологов

- работников правоохранительных органов

- членов администрации школы

- представителей общественных организаций.

8.    Документация родительских собраний

8.1. Все родительские собрания протоколируются.

8.2. Протоколы родительских собраний классных родительских собраний подписываются классным руководителем.

8.3. Протоколы хранятся у классных руководителей и относятся к школьной документации.

8.4. Срок хранения протоколов составляет 2 года.

9.    Заключительные положения

9.1.   Родительский всеобуч, проводимый на родительском собрании, может меняться в связи с изменением:

- социума

- направления работы школы

- уровня образования родителей.

9.2.   Изменения и дополнения к Положению о родительском всеобуче могут разрабатываться совместно с:

- администрацией

- психологами.

 
       
         

II. РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА

1. Общие положения

1.1. Родительский комитет класса (далее – Родительский комитет) - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса при реализации положений ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-«Об образовании в Российской Федерации», Устава Школы, федеральных, региональных и локальных актов, касающихся образования детей и подростков.

Родительские комитеты классов создаются в целях содействия Школе и семье в организации образования детей. Они оказывают помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

1.2. Родительский комитет является общественным объединением родителей обучающихся, представляет родительскую общественность Школы, участвует в управлении Школой в пределах своей компетенции.

1.3. Родительский комитет класса руководствуется в своей работе:  Конвенцией ООН о правах ребенка,ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-«Об образовании в Российской Федерации» , Уставом Школы, действующим законодательством РФ в области образования, настоящим положением, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями Педагогического совета, директора Школы и классных руководителей.

1.4. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один год.

2. Задачи родительских комитетов

Родительский комитет призван:

2.1. всемерно укреплять связи между семьей и Школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом Школы и семьей и повышения его результативности;

2.2. помогать в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы Школы;

2.3. принимать активное участие в воспитании у школьников внутренней потребности знать и соблюдать нормы жизни нашего общества, российского законодательства; в воспитании у школьников уважения к окружающим, сознательной дисциплины, культуры поведения, заботливого отношения к родителям и старшим; способствовать  выполнению школьниками «Правил для обучающихся»;

2.4. оказывать помощь семье в создании необходимых условий для своевременного получения детьми основного общего образования, помогать школьникам в выборе пути  завершения среднего образования;

2.5. помогать Школе и семье в воспитании у учащихся ответственного отношения к учебе, навыков учебного труда и самообразования, приобщении их к работе с книгой и другими источниками знаний, обеспечении компьютерной грамотности обучающихся;

2.6. принимать активное участие в оказании помощи обучающимся в сознательном выборе профессии с учетом государственного и социального заказов;

2.7. привлекать родительскую общественность к организации внеклассной и внешкольной работы, учебно-исследовательской и общественной деятельности учащихся, технического и художественного творчества, экскурсионно-туристической и спортивно-массовой работы с учащимися; шире привлекать родителей к созданию клубов по интересам, ведению кружков и спортивных секций;

2.8. привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы, организации совместного проведения культурных и спортивных мероприятий, содействовать развитию ученического самоуправления, всемерно поддерживать полезные начинания, инициативу и самодеятельность ученического сообщества;

2.9. принимать активное участие в повышении педагогической культуры родителей, организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

2.10. оказывать помощь классным руководителям в изучении и улучшении условий воспитания детей в семье, пропаганде среди родителей положительного опыта семейной жизни;

2.11. повышать ответственность родителей за выполнение ими обязанностей  по воспитанию детей, добиваться искоренения у школьников вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, аморальных поступков, детской безнадзорности и правонарушений, непримиримого отношения к таким фактам со стороны родителей;

2.12. всемерно способствовать охране и укреплению здоровья школьников, помогать школе в организации питания учащихся и участвовать в осуществлении контроля над его качеством;

2.13. оказывать помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

3. Организация и содержание работы родительских комитетов

3.1. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса  на классном родительском собрании сроком на один год.

3.2. Количество членов родительского комитета устанавливается решением собрания.

3.3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

3.4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

3.5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

3.6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

3.7. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

3.8. Под руководством членов Общешкольного родительского комитета в Школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.9. Родительский комитет организует помощь в:

- укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

- организации и проведении собраний, бесед по обмену опыта семейного воспитания;

- предупреждении правонарушений обучающихся;

- организации питания;

- привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеучебное время;

- работе по профориентации обучающихся;

- осуществлении контроля за выполнением Устава Школы участниками образовательного процесса, а также за выполнением школьниками Правил для обучающихся;

- организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

- осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы Школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

- проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.10. Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом.

3.11. Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.12. Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

3.13. Периодичность заседаний Родительского комитета определяется задачами, стоящими перед классом, но не реже одного раза в четверть.

3.14. Работа Родительского комитета проходит при непосредственном участии классных руководителей.

3.15. Формы работы:

Основными направлениями в организации деятельности классного родительского комитета являются:

- Организация совместных дел родителей и детей. Игровые утренники, спортивные соревнования, конкурсы, экскурсии, турпоходы, поездки, чаепития, посиделки, ремонт класса, турниры знатоков, огоньки, концерты, субботники, ярмарка-распродажа семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений», общественный смотр знаний. Родительский актив занимается организацией школьных каникул.

- Согласование деятельности родительского коллектива и команды учителей. Доводит до сведения родителей, не посещавших собрание, требования, предъявляемые педагогическим коллективом, работающим в данном классе, к ученическому коллективу. Организует дежурство на школьных вечерах. Организует участие родителей класса на дискотеках.

- Создание банка данных родительских ресурсов по организации совместной деятельности родителей и детей осуществляется через опрос, анкетирование, индивидуальные собеседования с родителями. Определяются возможности каждой семьи в материальной, финансовой, практической помощи классу, школе, а также выявляются административные, юридические, информационные, интеллектуальные и финансовые ресурсы семьи. Данные заносятся в картотеку родительских резервов и возможностей.

- Создание и сохранение традиций детско-взрослого сообщества. Родительский комитет совместно со взрослыми и детьми продумывают начало и окончание учебного года, вводят в традиции презентацию новых семей класса, имеют свою особую систему поощрения учащихся, родителей, учителей. Традициями могут стать и ритуал зажжения свечей перед началом общего дела, проведение совместного совета родителей и детей по решению конкретной проблемы класса, ведение летописи школьных лет, переходящие семейные призы, классная доска почета и т.д.

4. Права родительских комитетов

Родительский комитет класса имеет право:

4.1. активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

4.2. устанавливать связь с администрацией Школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы, укреплении его учебно-материальной базы, а также отношений родителей к воспитанию детей;

4.3. вносить на рассмотрение Общешкольного родительского комитета предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся;

4.4. созывать классные родительские собрания;

4.5. принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;

4.6. вызывать на заседания Родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;

4.7. посещать вместе с классным руководителем обучающихся на дому;

4.8. присутствовать на уроках(с разрешения учителя) и внеклассных мероприятиях;

4.9. проводить беседы с проблемными обучающимися;

4.10. организовывать дежурства родителей в Школе и микрорайоне Школы;

4.11. вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.

5. Документы

Документами, констатирующими деятельность Родительского комитета, являются:

1. протоколы заседаний Родительского комитета;

2. положение о Родительском комитете;

3. план работы Родительского комитета на учебный год или полугодие;

4. график заседаний Родительского комитета.