Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о внутренней системе оценки качества образования

49

 

1. Общие положения.

1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству.

1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

1.5. В настоящем положении используются следующие термины:

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Государственный   стандарт   определяет обязательный   минимум   содержания

образовательных   программ, максимальный   объем   учебной нагрузки обучающихся, требования   к уровню   подготовки   выпускников,   требования   к условиям организации образовательного процесса.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

  Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

  Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

  Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

 Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- Лицензирования;

- Аккредитации;

- Государственной итоговой аттестации выпускников;

- Системы внутришкольного контроля;

- Общественной экспертизы качества образования СтатГрад;

- Мониторинга качества образования.

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

- Образовательная статистика;

- Промежуточная и итоговая аттестация;

- Мониторинговые исследования;

- Социологические опросы;

- Отчеты работников школы;

- Посещение уроков и внеклассных мероприятий

1.8. Основными     пользователями     результатов   системы   оценки   качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители.

2.     Основные цели, задачи и принципы

внутренней системы оценки качества образования.

2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

- систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;

-  максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:

- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

- прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

- соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

3. Организационная и функциональная структура ВСОКО.

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.).

3.2.  Администрация школы:

- Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;

- Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

- Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

- Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

- Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.);

- Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:

- Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

-Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

- Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

- Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

3.4. Педагогический совет:

- Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

- Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

- Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

- Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;

- Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;

- Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

- Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

- Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.

4.     Содержание ВСОКО

   Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:

1. Качество образовательных результатов:

- предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11х классов);

- метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);

- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

- здоровье обучающихся (динамика);

- достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

- удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;

- профессиональное самоопределение обучающихся.

 2. Качество реализации образовательного процесса:

- основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС или ФКГОС);

- рабочие программы по предметам УП;

- программы внеурочной деятельности;

- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС);

- качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

- качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

- удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;

- адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.

 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

- материально-техническое обеспечение;

- информационно-развивающая среда;

- санитарно-гигиенические и эстетические условия;

- медицинское сопровождение;

- организация питания;

- психологический климат в образовательном учреждении;

- использование социальной сферы микрорайона и города;

- кадровое обеспечение;

-общественно-государственное управление (Совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление);

- документооборот и нормативно-правовое обеспечение.

5.     Объекты оценки качества образования.

п/п

Объект

оценки

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Сроки

I. Качество образовательных результатов

1

Предметные результаты

доля неуспевающих;

доля обучающихся на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий административных контрольных работ;

доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика;

доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат;

средний балла по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации;

доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца;

доля обучающихся, выполнивших 2/3 предложенных заданий при проведении текущего и итогового контроля в переводных классах.

Промежуточный и итоговый контроль; монито-ринг; анализ результатов итоговой аттестации.

Замести-тель

директора

по УВР

По итогам триметра; учебного года

в соответствии с планом ВШК мониторинга.

2

Метапредме

тные результаты  

Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов

Промежуточный и итоговый контроль.

Анализ урочной и внеурочной деятельности

Классный руководи

тель, заместитель

директора

по УВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

3

Личностные результаты

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Динамика результатов

Монитори

нговое исследова

ние. Анализ урочной и внеурочной деятельности

Классный руководи

тель, заместитель

директора

по УВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

4

Здоровье обучающихся

Уровень физической подготовленности обучающихся

доля обучающихся по группам здоровья.

Доля обучающихся, которые занимаются спортом.

Процент пропусков уроков по болезни.

Мониторин

говое исследова

ние.

Наблюдение.

Классный руководи

тель

1 раз в полугодие

1 раз в месяц

5

Достижения обучающихся на конкурсах, соревнова

ниях, олимпиадах

Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д.

Доля победителей (призеров) на уровне: школа, город, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д.                   Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, город, область и т.д.

Наблюдение

Классный руководи

тель,

заместитель

директора

по УВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

6

Удовлетворённость родителей качеством образователь-

ных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов

Анкетирова

ние

Классный руководи

тель

Конец учебного года

7

Профессио-

нальное самоопреде-ление

Доля обучающихся 9го класса, сформировавших профплан.

Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения

Монито-ринг

Классный руководи-

тель

Конец учебного года

II. Качество реализации образовательного процесса

8

Основные образователь-

ные программы

Соответствие образовательной программы ФГОС:

соответствует структуре ООП,

содержит планируемые результаты, систему оценки, программу формирования УУД, программы отдельных предметов, воспитательные программы, учебный план урочной и внеурочной деятельности.

Отражает в полном объеме идеологию ФГОС.

Экспертиза

Директор,

замести-тель

директора

по УВР

два раза в год, в соответствии с планом ВШК

9

Рабочие программы по предметам

Соответствие ФГОС.

Соответствие ООП.

Соответствие учебному плану школы.

экспертиза

Директор,

замести-тель

директора

по УВР

два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

10

Программы внеурочной деятельности

Соответствие ФГОС.

Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся.

Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности.

Экспертиза

Анкети-рова

ние

Монито-ринг

Директор,

замести-тель

директора

по УВР 

два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

11

Реализация учебных планов и рабочих программ

Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС

Процент выполнения

Экспертиза

Итоговый контроль

Директор,

замести-тель

директора

по УВР

один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

12

Качество уроков и индивидуаль

ной работы с обучающими

ся

Соответствие уроков требованиям ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Экспертиза, наблюде-ние

Директор,

замести-тель

директора

по УВР

В течение года

13

Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство)

Соответствие уроков требованиям ФГОС, реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Анкетиро-вание

Наблюде-ние

Директор

Замести-тель

директора

по УВР

В течение года

14

Удовлетворённость учеников и их родите-лей уроками и условиями в школе

Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы.

Анкетиро-вание

Замести-тель

директора

по УВР

1 раз в год

15

Организация занятости обучающих-ся

Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время.

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул .

Экспертиза

Замести-тель

директора

по ВР

В соответствии с планом ВШК и мониторинга

III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс

16

Материально-техническое обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС.

Экспертиза

Директор

Заместитель

директора

по УВР

2 раза в год

17

Информационно-развивающая среда

Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС и ФКГОС.

Обеспеченность обучающихся учебной литературой.

Соответствие школьного сайта требованиям.

Экспертиза

Директор

Заместитель

директора

по УВР

2 раза в год

18

Санитарно-гигиенические и эстетические условия

Выполнение требований СанПин при организации УВП.

Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе.

Результаты проверки Роспотребнадзора.

Контроль

Анкетирова.ние

Заместитель

директора

по УВР

В соответствии

с планом ВШК и мониторинга

19

Организация питания

Охват горячим питанием.

 Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об организации горячего питания.

Мониторинг

Анкетирова

ние, опрос

Заместитель

директора

по УВР

1 раз в триместр

1 раз в год

20

Психологический климат в образователь

ном учреждении

Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме.

Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам)

Анкетирова

ние

Психолог

в течение года

21

Использова

ние   социальной сферы микрорайона и города

Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д.

Доля обучающихся, занятых в УДО.

Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей микрорайона и т.д.

Мониторинг

 Анализ

Ззамести-тель

директора

по УВР

Конец учебного года

22

Кадровое обеспечение

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана.

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию.

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации.

Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях.

Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы

Экспертиза

Заместитель

директора

по УВР

Конец уч. года

23

Общественно-государствен

ное управление и стимулирова

ние качества образования.

Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.

Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ

Экспертиза

Заместитель

директора

по УВР

Конец учебного года

24

Документооборот и нормативно-правовое обеспечение

Соответствие школьной документации установленным требованиям.

Соответствие требованиям к документообороту.

Полнота нормативно-правового обеспечения.

Экспертиза

Директор

В течение года

6. Общественное участие   в оценке и контроле качества образования

       6.1. Придание гласности и открытости результатов оценки качества образования

осуществляется путем предоставления информации:

             - основным потребителям результатов ВСОКО;

             - средствам массовой информации через публичный   доклад директора школы;

             -размещение аналитических материалов, результатов оценки качества                 образования на официальном сайте школы.

       6.2. Школьная система оценки   качества образования   предполагает участие в осуществлении   оценочной деятельности   общественности   и   профессиональных объединений   в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым   к оценке качества     образования,     устанавливаются       нормативными         документами, регламентирующими     реализацию процедур контроля и   оценки качества образования.

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).