Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ, ФОРМАХ, ПОРЯДКЕ И ПЕРИОДИЧНОСТИ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

58

 

  1. Общие положения.

            1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области» и регламентирует содержание и порядок проведения итогового и текущего контроля образовательных достижений обучающихся и правила оценивания.

            1.2. Целью проведения итогового и текущего контроля обучающихся является:

       - обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными нормами, уважения их личности и человеческого достоинства;

       - установление фактического уровня знаний обучающихся по предметам базового, регионального и школьного компонентов образовательного плана, их практических знаний и навыков, компетенций;

       - соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;

       - контроль за уровнем реализации рабочих программ педагогов.

     1.3.   Промежуточная аттестация подразделяется на:

     - текущую, включающую в себя поурочное, потемное, и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов учёбы;

         - годовую   по результатам экзаменов, тестирования и контрольных работ за учебный год.

       1.4. Основная цель введения системы оценки учебных достижений обучающихся – дать обучающимся адекватную информацию об их учебных достижениях, стимулировать у обучающихся активность в обучении, а также обеспечить эффективность комплексной оценки их учебных достижений и способности самостоятельно использовать эту совокупность качеств.

2. Текущая аттестация обучающихся.

        2.1. Текущей аттестации подлежат обучающиеся всех классов школы.

         2.2. Текущая аттестация обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.

         2.3. Ученики, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.

         2.4. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, аттестуются после проведения дополнительных испытаний. Форма, сроки и порядок проведения аттестации таких обучающихся определяются в индивидуальном порядке директором школы по согласованию с родителями обучающихся. При отсутствии или неудовлетворительном прохождении дополнительных испытаний обучающийся считается не аттестованным по уважительной причине.

         2.5. Форму текущей аттестации определяет учитель с учётом психолого- педагогических особенностей обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и т.п. Избранная форма текущей аттестации прописывается в разделе «Учебно- тематический план» рабочей программы педагога. Результаты текущей аттестации обучающихся контрольного характера должны быть отражены в классном журнале с учётом требований в выставлению оценки по данному предмету.

         2.6. При планировании форм текущего контроля учителю следует учитывать необходимость проведения контроля и в письменной и в устной форме, а также соотносить формы контроля с формой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся с целью подготовки к данным видам контроля.

         2.7. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.

         2.8. Итоговые контрольные работы проводятся:

         - после изучения наиболее значительных тем программ;

         - в конце учебной четверти, полугодия, года.

         Проведение уроков контроля по всем предметам учебного плана является обязательным требованием выполнения учителями программного материала и способствует более устойчивому и осознанному усвоению обучающимися тем и разделов школьных предметов, дает картину целостного представления о различных явлениях, эпохах, событиях, об изучаемых курсах в целом, развивает аналитические и мыслительные способности обучающихся.

3. Годовая аттестация обучающихся переводных классов.

       3.1. Годовая аттестация включает в себя различные формы итогового контроля в зависимости от образовательных задач, специфики предмета: контрольная работа, диктант, творческая работа, зачёт, защита проектов и т.п.

         Форму и сроки итогового контроля устанавливает методическое объединение.

     3.2. Для обучающихся выпускных классов форма, сроки и порядок государственной аттестации устанавливается в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

         3.3. Помимо итогового контроля для обучающихся могут быть установлены дополнительные аттестационные испытания (промежуточная аттестация), форма и сроки которых определяются Педагогическим советом школы не позднее января текущего учебного года. Порядок проведения и система оценивания промежуточной аттестации определены в Положении о системе оценивания, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области».

4. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы в соответствии

с требованиями ФГОС начального общего образования.

        4.1. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

        4.2. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

               Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

         4.3. В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

         4.4. Интерпретация результатов оценки ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

         4.5. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимают не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

         4.6. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

         4.7. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «зачёт/ незачёт»   («удовлетворительно / неудовлетворительно»), т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  • «хорошо», «отлично» - оценками,   свидетельствующими об освоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

        Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5- балльной шкале.

4.8. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

4.9. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

4.10. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

4.11. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

4.12. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

5. Система оценивания образовательных

достижений обучающихся.

      5.1. Контроль успеваемости обучающихся осуществляется по 5- балльной системе.

        5.2. Учитель должен комментировать оценку обучающегося, чтобы обучающийся смог устранить недостатки в дальнейшем.

         5.3. Оценки выставляются за устные ответы и письменные работы своевременно, в день проведения урока на странице преподавания предмета. Запрещаются случаи выставления текущих оценок на то или иное число, предшествующее дате проведения урока, кроме оценок за письменные работы.

         5.4. Учитель должен продумывать систему опроса обучающихся, используя принцип дифференциации. Рекомендуется в течение урока выставлять в среднем 5 – 7 оценок. Наличие одной, двух, трёх оценок, выставляемых в системе за урок, свидетельствует о не владении учителем методикой опроса.

         5.5. В случае оценивания знаний обучающегося на «2» (неудовлетворительно), учитель обязан опросить его в 2-3-х-дневный срок.

         5.6.   Рекомендуется установить следующие сроки выставления оценок за письменные работы:

           - контрольные диктанты, контрольные работы, тесты во 2 – 11 классах по всем предметам учебного плана – к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) – через один урок;

           - изложения и сочинения в начальных классах – не позже, чем через 2 дня, в 5 – 9-х классах – через неделю;

             - сочинения в 10, 11-х классах – в течение 10 дней после их проведения.

         5.7. При выставлении оценок за самостоятельные работы необходимо учитывать следующие подходы:

           - если самостоятельная работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель не фиксирует запись о её проведении в графе «что пройдено на уроке» и имеет право не выставлять оценки обучающимся всего класса;

           - если самостоятельная работа контролирующего характера, её проведение фиксируется на правом развороте журнала в строке «что пройдено на уроке» рядом с указанной темой урока, оценки за данный вид самостоятельной работы выставляются всем без исключения обучающимся.

         5.8. Отсутствие обучающегося на контрольной или самостоятельной работе по уважительной причине непосредственно в день её проведения (при условии присутствия обучающегося в школе накануне и на следующий день после проведения письменной работы) не освобождает его от обязанности отчитаться в любой возможной форме за допущенный пропуск на следующем уроке на этапе опроса обучающихся и т.д.

              Обучающийся, родители (законные представители) должны быть поставлены в известность об этом заранее.

5.9. В 1 – 4 классах, 5 – 9 классах предмет «Искусство» ведут два учителя (музыки и изобразительного искусства).

При заполнении журнала с указанием «Музыка», «Изобразительное искусство» необходимо включить записи «Искусство (Музыка)», «Искусство (Изобразительное искусство)».

В 8 – 9 классах изучение интегрированного предмета «Искусство» организуется по разделам: «Музыка» (1 час) – I полугодие, «Изобразительное искусство» (1 час) – II полугодие (или наоборот).

В сводную ведомость успеваемости обучающихся 3 – 4 классов, 5 – 9 классов выставляются отметки по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство», а также общая отметка по предмету «Искусство».

5.10. В 7 – 9 классах осуществляется синхронно- параллельное изучение разделов «Алгебра» и «геометрия» предмета «Математика».

В классных журналах, рабочих программах следует вести записи: «Математика (Алгебра)»; «Математика (Геометрия)».

По окончании учебного года суммарное количество часов, используемое на изучение алгебры и геометрии, должно соответствовать количеству часов, указанному в учебном плане образовательного учреждения по предмете «Математика».

В сводной ведомости успеваемости обучающихся 7 – 9 классов выставляются отметки по предметам «Алгебра»; «Геометрия», а также общая отметка по предмету «Математика».

5.11. В 10 – 11 классах на изучение предмета «Математика» отводится более 4 часов в неделю, поэтому возможно синхронно- параллельное изучение разделов курса.

В классных журналах, рабочих программах следует вести записи: «Математика (Алгебра и начала анализа)»; «Математика (Геометрия)».

По окончании учебного года суммарное количество часов, используемое на изучение предметов «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», должно соответствовать количеству часов, указанному в учебном плане образовательного учреждения по предмету «Математика».

В сводной ведомости успеваемости обучающихся 10 – 11 классов выставляются отметки по предметам «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», а также общая отметка по предмету «Математика».

       5.12. Оценка за каждую учебную четверть, полугодия (в 10, 11 классах), где выставляются учителем за два дня до начала каникул или аттестационного периода после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти, полугодии. Запрещается пропускать клетки перед выставлением итоговых (четвертных, полугодовых) оценок, а также отступать клетки в начале новой учебной четверти, полугодия.

              При выставлении оценок по итогам четвертей учитывается наличие достаточного количества текущих оценок, позволяющих оценивать результативность обучения обучающихся: если предмет изучается в течение одного часа в неделю, количество текущих оценок должно быть не менее трёх. Количество текущих оценок изменяется соответственно увеличению количества учебных часов в неделю.

       5.13. При неоднозначном результате обучающегося в течение четверти (полугодия) при выставлении итоговых оценок наиболее значимыми являются оценки за письменные работы (контрольные и самостоятельные работы, тестирование). В случае несогласия обучающегося с предлагаемой итоговой оценкой учитель должен опросить обучающегося в любой форме с целью уточнения оценки.

       5.14. Если при выставлении оценки за год у обучающегося имеющиеся оценки за четверть (полугодие) не показывают однозначную картину, то определяющей оценкой являются оценки за IV четверть (II полугодие).

       5.15. В классах, где проводится переводная или итоговая аттестация, экзаменационные оценки выставляются на странице предмета, а затем переносятся классным руководителем в сводную ведомость учёта успеваемости обучающихся так же, как и оценки за учебные четверти, полугодия, год.  

       5.16. По предметам, вынесенным на переводные экзамены и государственную (итоговую) аттестацию, выставляются итоговые оценки. При этом надлежит руководствоваться следующим:

  • итоговая оценка определяется на основании годовой и экзаменационной с учётом четвертных или полугодовых оценок и уровня фактической подготовки обучающихся;
  • экзаменационная оценка не может иметь решающее значение при выставлении итоговой оценки. Так, необъективной является следующая   модель   и   подобные   ей: в IIV четвертях – «4», экзамен – «5», итог – «5»;
  • в случае если экзаменационная оценка на один балл выше годовой, она не может стать итоговой оценкой, если была подтверждена хотя бы одной оценкой за четверть;
  • при неудовлетворительной экзаменационной оценке не может быть выставлена   положительная итоговая оценка.

5.17. Если по предметам переводные экзамены или государственная (итоговая) аттестация не проводились, то годовая оценка считается итоговой и фиксируется в соответствующей графе.

5.18. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги аттестации и решение Педагогического совета школы о переводе обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов классные руководители знакомят с ними родителей в письменном виде под роспись с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле обучающегося.

5.19. В случае несогласия обучающихся и родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе     создаётся комиссия из трёх человек, которая в форме экзамена в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной оценки по предмету   фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.

      

6. Критерии и нормы оценочной деятельности.

        6.1. В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ.

                   Оценка «5» ставится в случае:

         - знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала;

         -   умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

           -   отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

                   Оценка «4» ставится в случае:

         - знания всего изученного программного материала;

         -   умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

           -   незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

                   Оценка «3» ставится в случае:

         - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении,  необходимости незначительной помощи учителя;

         -   умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

       -   наличия грубых ошибок, несколько негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

                   Оценка «2» ставится в случае:

         - знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы,   отдельных представлений об изученном материале;

         -   отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

         -   наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

         - полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.

        6.2. Общая классификация ошибок.

                 При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

                 Грубыми считаются следующие ошибки:

         - незнание определённых основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

         - незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, технология, ОБЖ);

         -   неумение выделить в ответе главное;

         -   неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

         -   неумение делать выводы и обобщения;

         -   неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

         -   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

           -   неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

           -   нарушение техники безопасности;

           -   небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

                 К негрубым ошибкам   следует отнести:

         - неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного- двух из этих признаков второстепенными;

         - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

         -   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

         -   ошибки при условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

         -   нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

         -   нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

         -   неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

                 Недочётами являются:

         - нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

        - ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);

         -   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

         -   орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Лист ознакомления

с Положением о системе оценивания, формах,

порядке и переодичности итогового и текущего контроля

образовательных достижений обучающихся

       
 

Булгакова   Марина Викторовна

   
 

Дежкина   Людмила Ивановна

   
 

Басенко   Наталья Михайловна

   
 

Иноземцев   Сергей Иванович

   
 

Иноземцев а   Татьяна Васильевна

   
 

Латышева   Наталья Ильинична

   
 

Сапронова Светлана Николаевна

   
 

Енютина   Татьяна Геннадьевна

   
 

Полковникова Ольга Александровна

   
 

Баздырева   Наталья Викторовна

   
 

Енютина Наталья Николаевна

   
 

Головешкина Светлана Алексеевна

   
 

Полянская   Алла Валентиновна

   
 

Червякова   Лидия Витальевна

   
 

Борзенкова Любовь Анатольевна

   
 

Марченко   Ольга Ивановна

   
 

Сергеева Екатерина Николаевна

   
 

Бенделиани   Наталья Вячеславовна

   
 

Телегина   Зинаида Ивановна

   
 

Абрамычева   Татьяна Дмитриевна

   
 

Проценко   Ирина Юрьевна

   
 

Зубакова   Нина Викторовна

   
 

Кудрявцева   Татьяна Алексеевна

   
 

Сапронова   Елена Ивановна

   
 

Петрищева Людмила Дмитриевна

   
 

Кретов   Александр Алексеевич

   
 

Ерёмина   Светлана Владимировна

   
 

Чевычелова   Ольга Александровна

   
 

Бескишкина Людмила Ивановна

   
 

Попова   Юлия Юрьевна

   
 

Токмакова   Елена Александровна

   
 

Маслова   Нина Михайловна

   
 

Трунова   Лариса Михайловна

   
 

Ерохина   Елена Николаевна

   
 

Попова   Любовь Николаевна

   
 

Сергеева   Елена Геннадьевна

   
 

Помошник   Виктор Михайлович

   
 

Черенков   Леонид Федорович

   
 

Денисенко Екатерина Викторовна

   
 

Шалгуева   Елена Кимовна

   
 

Тимошечкина   Юлия Валерьевна

   
 

Носова   Татьяна Павловна

   
 

Титова   Надежда Викторовна

   
 

Ветчинова   Лариса Николаевна