Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

План - конспект урока по литературному чтению "Где смекнет боец , там врагу - конец"

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока

 

по литературному чтению на тему:

 

 "Где смекнёт боец, там врагу - конец!"

 

(рассказ Л.Н. Толстого "Акула")

 

 на открытом занятии муниципальной

 

 инновационной площадки

 

"Патриотическое воспитание как аспект

 

 социализации школьников".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель начальных классов

 

          Усачева Юлия Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

 

 

 

 

Тип урока:

 

Урок открытия новых знаний.

 

 

 

Задачи:

 

 1. познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;

 

2. обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;

 

3. создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;

 

4. формировать умения строить умозаключения;

 

5.воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности;

 

6.развивать воссоздающее и творческое воображение;

 

7.воспитание любви к Родине.

 

Формирование УУД:

 

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

 

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

 

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

 

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

 

Основные понятия: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

 

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл), портрет Л. Н. Толстого, сигнальные карточки, карточки - помощники, картинки для аппликации, выставка книг.

 

 

 

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I.  Организационный момент

 

 – Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

 

Встреча с книгой, что с другом,

 

Для всех словно праздник,

 

Книга учит детей

 

Всем премудростям жизни-

 

Как быть человеком

 

И быть нужным Отчизне.

 

-Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

 

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

 

Проверим домашнее задание.

 

– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану.

 

План:

 

1) Детство Л. Н. Толстого. (слайд)

 

2) Жизнь и творчество писателя. (слайд)

 

2. Мотивационный момент

 

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

 

Граф.
Ясная поляна.
Школа для детей.
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

 

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.(учитель вешает портрет)

 

- Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, чтобы познакомиться с одним из его произведений. Название которого вы узнаете, отгадав загадку.

 

 

 

В бинокль злюку разгляжу

 

И капитану доложу.

 

Знают все прекрасно —

 

С ней играть опасно:

 

Зубы острые как нож,

 

Лучше ты ее не трожь!

 

(Акула)

 

 

 

II. Изучение нового материала

 

1. Введение в тему. Постановка темы и целей урока.

 

-Сформулируйте тему урока?  (слайд)

 

 -Мы,  действительно, будем  сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А  чем именно будем заниматься во время путешествия определите  с помощью опорных фраз: ( На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно) (слайд)

 

- продолжим знакомство с творчеством …

 

- расширим свои знания о жизни …

 

-продолжим работу над развитием читательских…

 

-Будьте внимательны, чтобы курс  был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко  на всем пути следования.

 

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу: "Где смекнет боец, там врагу - конец!"(слайд)

 

- Как вы понимаете её смысл ?

 

- Ребята, а кто такой патриот? (Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.)

 

- Можно ли Толстого назвать патриотом?

 

(-В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней.)

 

2. Выставка книг Толстого.

 

– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг? (Л.Н. Толстой)

 

– Как назвать её? Почему? ( Авторская, так как автор этих книг – Толстой)

 

Какие произведения читали самостоятельно? (дети выходят и показывают книгу)

 

– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?

 

(басни, были, рассказы)

 

– О чём пишет этот автор? (Рассказы о животных,

 

людях, детях, природе. Еще он писал басни

 

и были. Его волнуют человеческие чувства, отношения.)

 

 

 

3. Подготовка к восприятию произведения.

 

-На уроке окружающий мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах?

 

(Слайд)  Рассказ ученика об акуле.

 

-Акула- страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой. Акулы — это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее — к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники — скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах — китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы — это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы — хищные рыбы.  Все акулы плотоядны, независимо от того, что является их пищей — планктон или гигантские черепахи, независимо от размеров и среды обитания.

 

4. Предположение .

 

(Слайд)  Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

 

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

 

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

 

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

 

III. Знакомство с текстом

 

1. Прослушивание слайд- фильма «Акула» (слайд)

 

2.Вопросы на первичное восприятие  текста.

 

- Понравилось вам произведение? Чем?

 

-Было ли вам страшно? Когда?

 

-Какие эпизоды запомнились больше всего?

 

-За кого вы переживали?

 

-К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

 

-Назовите героев этого рассказа

 

 

 

3. Словарно-лексическая работа

 

(Слайд со словами)

 

-Посмотрите на доску. Сейчас вы поработаете в парах.

 

-В рассказе встретились трудные слова. Найдите значение этих слов в толковых словарях.

 

  • Артиллерист – военнослужащий артиллерии

  • Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

  • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов

  • Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами

  • Якорь- приспособление для удержания на месте судов, плавучих маяков и т.п. в виде 
    прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, зацепляющимися за 
    грунт.

 

 

 

4. Медленное вдумчивое повторное чтение (по цепочке)

 

- Сейчас мы ещё раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.

 

5. Физминутка  (плавание, зоркость)

 

 

 

К морю быстро мы спустились,

 

Наклонились и умылись.

 

Вот так славно освежились!

 

А теперь поплыли дружно:

 

Вместе раз, это брас.

 

Одной, другой, это кроль.

 

Все, как один, плывем как дельфин.

 

Плыли вдоль и поперёк и вернулись на урок.

 

 

 

6. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)

 

Я вам предлагаю ответить на следующие проблемные вопросы.

 

-Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, отчаяние, радость)

 

-Какие моменты в рассказе самые волнующие?

 

-Кто является главным героем рассказа?

 

-Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

 

-Как он ведет себя в момент опасности?

 

-Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти) .

 

-Итак , какие чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

 

(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

 

-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?

 

• Решительность

 

• Храбрость

 

• Мужественность

 

• Опытность

 

• Находчивость

 

• Смелость

 

• Любовь к сыну

 

 

 

-Каковы могли быть последствия выстрела?

 

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

 

-Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

 

 

 

-Для чего Лев Николаевич написал свое произведение?

 

• Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

 

• Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

 

• Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

 

 

 

Кто является главным героем рассказа? Почему?

 

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

 

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

 

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

 

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что  черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

 

 

 

 

 

7. Работа над сюжетом произведения

 

-Давайте ещё раз восстановим последовательность событий в рассказе ( на доске карточки)

 

-Что было сначала? Что потом?

 

• Появление акулы

 

• Купание в море

 

• Пронзительный визг

 

• Спасение мальчиков

 

• Стрельба из пушки

 

8. Проверка работы

 

-Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа

 

-Назовите элементы сюжета?

 

Слайд (элементы сюжета)

 

• Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

 

• Кульминация - самый важный, напряженный момент в произведении.

 

• Развязка - эпизод, завершающий развитие действия.

 

-Какова завязка сюжета (с чего всё начиналось? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула! »)

 

-Как дальше развивались события (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)

 

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)

 

-Какова развязка сюжета?(радостный крик)

 

IV. Итоговая беседа. Творческая работа в группах.

 

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

 

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

 

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Соберите аппликацию к рассказу .

 

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

 

V. Подведение итогов урока

 

 - Посмотрите на доску. Прочитайте еще раз пословицу про себя. Почему я взяла именно эту пословицу? (слайд)

 

- Кто выступает в роли бойца в рассказе? Почему?

 

-А кто в роли врага?

 

-Пришло время подвести итог: 

 

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

 

-Что его побудило совершить этот поступок?   (Любовь к сыну)

 

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

 

VI. Домашнее задание.(слайд)

 

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

 

По выбору учащихся:

 

• придумать продолжение рассказа

 

• нарисовать иллюстрацию

 

• сочинить стихотворение об акуле

 

VII .Рефлексия

 

Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: жёлтый – холодный (не затронуло), зелёный – тёплый (задело за живое), красный – горячий (произвело сильное впечатление).

 

 

 

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

 

На доске слайд: девочка со свечой.

 

 

 

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

 

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

 

-А я желаю вам:

 

Любить свою Родину,

 

Стать лучшими среди замечательных людей.

 

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока

 

по литературному чтению на тему:

 

 "Где смекнёт боец, там врагу - конец!"

 

(рассказ Л.Н. Толстого "Акула")

 

 на открытом занятии муниципальной

 

 инновационной площадки

 

"Патриотическое воспитание как аспект

 

 социализации школьников".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель начальных классов

 

          Усачева Юлия Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год