Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Источники фразеологизмов

Методическая копилка - Русский язык

 

 

Сценарный план урока

русского языка

в 6 классе

по теме

«Источники фразеологизмов»

 

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Баздырева Наталья Викторовна.  

 

Класс 6

Предмет :русский язык

Учебник: «Русский язык,6 класс» ,Москва,Просвещение , 2012г

Авторы: Ладыженская.Т.А, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

 

Название раздела, темы: «Фразеология .Культура речи.»

Тип урока: открытие нового знания

 

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения определять источники фразеологизмов.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомятся с источниками фразеологизмов, определяют их, работают с фразеологическим словарём, с иллюстрациями.

Личностные: воспринимают речь учителя, выражают эмоциональную отзывчивость.

Метапредметные:

регулятивные (оценивают результаты чужой деятельности).

познавательные (применяют имеющиеся знания из жизненного опыта, классифицируют объекты).

коммуникативные (умеют с достаточной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют слушать выступающего)

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение об-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

Приветствие. Девиз нашего урока: «Ни дня без нового знания»

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, дают внутреннюю установку на урок.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Напечатанный текст в виде раздаточного материала имеется у каждого обучающегося


Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову от счастья потерял. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покоя не давал: «Пойдём да пойдём! Говорит, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких он собак ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
-Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
-Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
-Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед, -со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дед не дал. Малы ещё.

 

 

- Беседа по содержанию текста

 

 

Какими словами текста вы могли бы озаглавить рассказ? Почему?

Дают ответы

«Попались на удочку»

 

Что означает это выражение?

Обманулись

 

Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? Почему?

Нет. Это выражение употребляется в переносном значении, поэтому рисунок не подойдёт.

 

Какие ещё выражения, употреблённые в переносном значении, вам встретились в тексте? Как вы их понимаете?

-Запишите их в тетрадь

Приводят примеры фразеологизмов,

записывают в тетрадь.

 

Пальчики оближешь, развесить уши, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.

III.Выявление места и причины затруднения

 

Цель этапа: выявить причины затруднений

нахождения   выражений, употреблённых в

переносном значении

 

 

-Кому это задание показалось сложным?

 

 

 

Те, кто не справился, под диктовку учителя записывают устойчивые словосочетания в тетрадь, проговаривают их объясняют значение

 

IV.Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Цель этапа: обеспечение восприятия,

осмысления и первичное закрепление

обучающимися, что такое источники

фразеологизмов, и алгоритм их определения

 

 

- Сегодня мы продолжим открывать для себя удивительный и увлекательный мир фразеологизмов.

 

Запись темы «Источники фразеологизмов»

 

 

-Какова главная цель урока?

 

 

 

-Какова задача урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель (понять, каковы источники фразеологизмов, их происхождение)

 

Научиться определять источники фразеологизмов

 

 

 

V. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске записаны источники фразеологизмов, их происхождение. Группа учеников подготовила сообщения. Попытайтесь самостоятельно определить, откуда они пришли в русскую речь?

 

1 История страны, обычаи, традиции народа

 

 

1 сообщение- источник выражения «а воз и ныне там»

 

 

2.УНТ(пословицы, поговорки , сказки)

2 сообщение –происхождение выражения « дело в шляпе»

 

3.Художественные произведения (басни, комедии, рассказы)

3 сообщение- происхождение выражения

« блудный сын»

 

4.Греко-римская мифология

 

 

4 сообщение- история возникновения выражения «Дамоклов меч»

 

 

 

5.Церковнославянский язык

 

5 сообщение-история выражения « по щучьему велению, по моему хотению»

 

 

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа:проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений об-ся, проведение коррекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения поисковой задачи

- Почему вы пришли к такому выводу? (учитель фиксирует выдвинутые об-ся гипотезы, организует их обсуждение)

У вас должна получиться следующая запись:

1-2

2-5

3-1

4-4

5-3

 

-Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получилось.

Работа с учебником поможет вам устранить пробелы

 

 

 

 

 

 

- Итак, назовите источники фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа

 

Проговаривают несколько раз «источники фразеологизмов

 

 

Комментированное чтение

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: выявление степени открытия об-ся нового знания

 

 

 

 

- Я сейчас расскажу о том, как возникли следующие фразеологические обороты, а вы попытайтесь   определить источники фразеологизмов. По мере моего рассказа вы должны вертикально расположить записи с источниками фразеологизмов

 

 

 

 

Вавилонское столпотворение ,во всю Ивановскую ,как белка в колесе, муки Тантала ,рожки да ножки

 

После рассказа учителя об-ся должны были расположить источники следующим образом:

 

Церковнославянский язык

 

История страны, обычаи

 

Художественные произ-ия

 

Греко-римская мифология

 

УНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание индивидуально(на партах у каждого об-ся лежат заранее приготовленные на отдельных листах источники фразеологизмов)

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируют своё мнение, оценивают свою работу.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:выявить границы применимости нового знания,

используя ранее изученный материал

 

 

 

 

 

 

 

-Работа с иллюстрациями(слайд №4)

 

 

 

Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь»

 

 

 

 

- В этом мультфильме вам встретятся фразеологизмы, постарайтесь их услышать ,при этом не забывайте   выписывать крылатые выражения в тетрадь, определяя источники фразеологизмов

 

Называют фразеологизмы

 

 

Выписывают устойчивые выражения

 

 

 

Ума палата, раскидывать умом, гляди в оба, перевёл дух, в честь попасть

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)

Цель этапа:осознание об-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива

 

 

 

 

-Ребята ,вы убедились в том, что русский язык богат, чрезвычайно выразителен, образен. И в этом, конечно, немалая заслуга фразеологизмов.

-Какую цель вы ставили в начале урока?

-Какова задача урока?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

- Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

-Оцените свою работу.

-Кто, на ваш взгляд, заслуживает высокой оценки?

Итак, вспомним, каковы же источники фразеологизмов?

Что понравилось вам больше всего?

Дом.зад(дифференцированное)

На «4» и «5»-подготовить сообщения о происхождении фразеологизмов.

На «3»- упражнение по учебнику №105

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы.

 

Оценивают свою работу, анализируют

результаты чужой деятельности.

 

Записывают домашнее задание.