Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 8 класс

Методическая копилка - Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

Утверждаю

Директор школы               М.В.Булгакова

Приказ от                   №

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол от                         №

Принято

педагогическим советом

Протокол от

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая

 

программа

 

факультативного курса

 

по русскому языку

«Секреты орфографии»

8 класс

( 0,5ч. в неделю, всего 17 часов)

                                                                                                               Составитель:

                                                                                                                       Баздыревава Наталья Викторовна,

                                                                                                           учитель 1 квалификационной категории

2015г.

 

 

Содержание                                                                                                  Страницы

Пояснительная записка____________________________________         3-4

Учебно-тематический план ____________________                                           5

Содержание программы__________________________________           6-7

Требования к уровню подготовки об-ся _____________________                 8

  

Планируемые результаты изучения курса   ___________________                   8

Система оценки достижения планируемых результатов________                   9

освоения программы  

Календарно-тематическое планирование____________________                   10                                                          

Литература__________________________________________                             11              

Лист внесения изменений в рабочую программу­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                  12

                                         

Пояснительная записка

Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

Согласно учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.Щигры Курской области» факультативный курс рассчитан на 17 часов в год.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,

обогащение словарного запаса.

Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Межпредметные связи:

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм.Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа состоит из 3 разделов. Распределение часов по разделам следующее:

1.Дорога к письменности- 1час

2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии-1ч

3. Орфография.Словообразование. Морфемы. –15 ч.

Содержание программы

17 ч

Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Орфография как раздел науки о языке . Основные принципы русской орфографии.. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник.

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии . Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. . Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании курса учащиеся должны знать:

материал, выходящий за « рамки» учебника

Планируемые результаты

II. К концу 1 полугодия учащиеся 8 класса должны овладеть следующими умениями:

- правильно писать слова с изученными орфограммами,

-уметь обосновывать свой выбор

- находить и исправлять орфографические ошибки;

-должны овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;

-уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения     программы                                                                                                                          

Занятия осуществляются на основе безотметочной системы обучения. Используется десятибалльная оценка достижений обучающихся.   За любой вид познавательной активности на факультативе ученик получает соответствующее количество баллов. Накопительная система позволяет применить рейтинговую (соревновательную) шкалу. Все накопленные баллы суммируются и отражаются в специальных личных оценочных листах. Такая система позволяет привлечь самих учащихся к оценке своей работы .

В начале каждого занятия учитель совместно с учениками объявляет «цену» каждого вида деятельности. . При этом разным характеристикам работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах.

Например,

●Посещение занятия –1 балл

●Активность на занятиях (всегда)   -2 балла,

● Знания ключевых понятий   -2 балла

● Умения их использовать во время занятия -4 балла

●Устное выступление  -4 балла

● Составление кроссворда   -5баллов

●Безошибочное выполнение теста - 10 баллов

С помощью такой системы оценки достижений обучающихся можно ввести и систему штрафов, что повысит ответственность за свою деятельность на занятии. В конце изучения каждой темы программы подводятся итоги и выстраивается рейтинг. По окончании факультативного курса учащиеся получают   удостоверения о прохождении курса с указанием общего рейтинга по итогам обучения.

Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведении

План                 факт

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

1

   

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

   

3.

Коварные словарные слова.

1

   

4.

Орфографический словарь –наш главный помощник.

1

   

5.

Старые знакомые Ъ и Ь

1

   

6.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

   

7.

Слитно, раздельно, через дефис.

1

   

8

Сколько писать. Одну или две н?

1

   

9.

Как справиться со сложными словами.

1

   

10.

История образования и написания числительных

1

   

11.

Орфографические головоломки.

1.

   

12

Тест №1 «Проверь себя»

1

   

13

Приставки- труженицы (классификация приставок)

1

   

14

Суффиксы- большие молодцы.

1

   

15

Волшебный клубок орфограмм

1

   

16

Путешествие в страну русского языка.

1

   

17

Тест №2«Проверь себя»

1

   
 

Итого

17ч.

   
           

Учебно-методическое обеспечение

1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

2.В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

3.Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

4.Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001..Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

5.Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

6.Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

7.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

8.Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

9.Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

10.Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

11.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

12.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

Лист внесения изменений в рабочую программу

№ п/п

Дата внесения изменений

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора по УВР

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

 

Утверждаю

 

Директор школы               М.В.Булгакова

Приказ  от                  

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол от                       

 

Принято

педагогическим советом

 

Протокол от

 

 

Рабочая программа

 

факультативного курса

 

по русскому языку

 

«Секреты орфографии»

 

8 класс

 

( 0,5ч. в неделю, всего 17 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Составитель:

 

                                                                                                                       Баздыревава Наталья Викторовна,

 

                                                                                                            учитель  1  квалификационной категории

 

 

 

 

 

2015г.

 

 

 

 

 

Содержание                                                                                                  Страницы

 

Пояснительная записка____________________________________          3-4

 

 

 

Учебно-тематический план ____________________                                           5

 

 

 

Содержание  программы__________________________________            6-7

 

 

 

Требования к уровню подготовки об-ся _____________________                 8

 

  

 

Планируемые результаты изучения курса   ___________________                   8

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов________                     9

 

 освоения программы   

 

 

 

Календарно-тематическое планирование____________________                    10                                                           

 

 

 

Литература__________________________________________                             11               

 

 

 

Лист внесения изменений в рабочую программу­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                                    12

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Пояснительная записка

 

 

 

Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

 

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

 

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

 

Согласно учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.Щигры Курской области» факультативный курс рассчитан на 17 часов  в год.

 

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,

 

обогащение словарного запаса.

 

Задачи:

 

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

 

- расширить и углубить полученные ранее знания;

 

- систематизировать и обобщить полученные знания;

 

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

 

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

 

Межпредметные связи:

 

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм.Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства, истории, при занятиях музыкой.

 

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

 

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Программа состоит из 3 разделов. Распределение часов по разделам следующее:

 

1.Дорога к письменности- 1час

 

2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии-1ч

 

3. Орфография.Словообразование. Морфемы. –15 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

17 ч

 

Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

 

Орфография как раздел науки о языке . Основные принципы русской орфографии.. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник.

 

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

 

 Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.

 

Значение орфографии . Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.

 

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

 

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. . Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

 

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

 

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

 

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

 

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

 

Основные методы и приёмы работы:

 

- лекция;

 

- беседа;

 

- объяснение учителя;

 

- создание проблемной ситуации;

 

- анализ текстов различных стилей и типов;

 

- работа с тестами;

 

- различные виды грамматического разбора;

 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

 

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

 

- обсуждение, диалог;

 

- работа по карточкам;

 

- написание и редактирование орфографических диктантов;

 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

 

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

 

По окончании курса учащиеся должны знать:

 

 материал,  выходящий за « рамки» учебника

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

 

 

II. К концу 1 полугодия учащиеся 8 класса должны овладеть следующими умениями:

 

- правильно писать слова с изученными орфограммами,

 

-уметь обосновывать свой выбор

 

- находить и исправлять орфографические ошибки;

 

-должны овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;

 

 -уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов

 

 освоения      программы                                                                                                                          

 

Занятия осуществляются на основе безотметочной системы обучения. Используется десятибалльная оценка достижений обучающихся.   За любой вид познавательной активности на факультативе ученик получает соответствующее количество баллов. Накопительная система позволяет применить рейтинговую (соревновательную) шкалу. Все накопленные баллы суммируются и отражаются в специальных личных оценочных листах. Такая система позволяет привлечь самих учащихся к оценке своей  работы  .

 

 В начале каждого занятия учитель совместно с учениками объявляет «цену» каждого вида  деятельности. . При этом разным характеристикам работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах.

 

 Например,

 

●Посещение занятия –1 балл

 

●Активность на занятиях (всегда)   -2 балла,

 

● Знания ключевых понятий    -2 балла

 

● Умения их использовать во время  занятия -4 балла

 

●Устное выступление  -4 балла

 

  ● Составление кроссворда   -5баллов

 

  ●Безошибочное выполнение теста - 10 баллов

 

 С помощью такой системы оценки достижений обучающихся можно ввести и систему штрафов, что повысит ответственность за свою деятельность на занятии. В  конце изучения каждой темы программы подводятся итоги и выстраивается рейтинг.  По окончании факультативного курса  учащиеся получают   удостоверения о прохождении курса с указанием общего рейтинга по итогам обучения.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведении

План               факт

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

1

 

 

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

 

 

3.

Коварные словарные слова.

1

 

 

4.

Орфографический словарь –наш главный помощник.

1

 

 

5.

Старые знакомые Ъ и Ь

1

 

 

6.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

 

 

7.

Слитно, раздельно, через дефис.

1

 

 

8

Сколько писать. Одну или две н?

1

 

 

9.

Как справиться со сложными словами.

1

 

 

10.

История образования и написания числительных

1

 

 

11.

Орфографические головоломки.

1.

 

 

12

Тест №1 «Проверь себя»

1

 

 

13

Приставки- труженицы (классификация приставок)

1

 

 

14

Суффиксы- большие молодцы.

1

 

 

15

Волшебный клубок орфограмм

1

 

 

16

Путешествие в страну русского языка.

1

 

 

17

Тест №2«Проверь себя»

1

 

 

 

Итого

17ч.

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

 

 

1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

 

2.В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

 

3.Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

 

4.Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001..Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

 

5.Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

 

6.Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

 

7.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

 

8.Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

 

9.Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

 

10.Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

 

11.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

 

12.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист внесения изменений в рабочую программу

 

№ п/п

Дата внесения изменений

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора по УВР