Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Идейный замысел рассказа А. П. Чехова «О любви»

Методическая копилка - Литература

Проектная деятельность на уроках литературы

(групповой проект)

Идейный замысел рассказа А. П. Чехова «О любви»

Идея: нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, счастье.
Цель: исследовать языковой материал для раскрытия идейного замысла


Пути достижения цели: а) определить языковые средства, помогающие раскрыть идейный замысел автора.


Этот замысел раскрывается через речевой портрет, диалог, характеристику героя, обстоятельность авторского повествования и пейзажные зарисовки.

(1 группа). Речевой портрет как средство раскрытия идейного замысла автора.

Автор использует самые разные пласты лексики. В речи Алёхина много элементов разговорно-бытовой, непринуждённой речи (холостяки, батраки, без гроша и пр.), просторечных слов (бабы, мужики, шайка), просторечных грамматических форм (тосковал по чёрном сюртуке), фразеологизмов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что), вульгарных слов (мурло). Речь Алёхина по-народному метафорична. Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как быт засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его привычки и даже речь. Когда же Алёхин начинает говорить о любви, он меняется, меняется и строй его речи. Появляются возвышенные слова (питать пристрастие), старославянизмы (тайна сия велика есть), книжная лексика (трактовать). Когда Алёхин говорит о любимой женщине, речь его становится поэтичной («…воспоминание стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни, я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе». Чтобы охарактеризовать чувства героя, автор использует точные и яркие эпитеты (тихая и грустная любовь, жгучая боль и пр.). Кроме того, учащиеся должны подметить такую черту авторского стиля, как обстоятельность повествования, достигаемую подробной детализацией описываемого, например, при описании Анны Алексеевны («Дело прошлое, и теперь бы я затруднился …», «Её взгляд, изящная, благородная рука …» и др.). Автор использует ряды однородных членов, которые не только детализируют описываемый предмет, выражая чувства рассказчика, но и придают рассказу мелодичность, музыкальность.)


( 2 группа) Диалог в рассказе встречается редко, но, как и другие средства, имеет характерологическую функцию.
Он является средством раскрытия характера героев. Например, когда за обедом у Лугановичей Алёхин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев: Анна Алексеевна взволнована рассказом, солидарна с Алёхиным и возмущена фактом неправосудия; «Луганович – это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват». В диалоге, происходящем в театре, главная роль принадлежит Анне Алексеевне. Автор тем самым хочет наиболее полно раскрыть образ героини, мир её чувств. Диалог передаёт душевное состояние героини, её борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алёхину. Последние реплики героини рассказа, которые звучат в конце повествования о «тихой, грустной любви», выдают её плохое настроение, раздражение от «сознания неудовлетворённой, испорченной жизни».)


( 3 группа.) Посредством речевой характеристики Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.
Образ Лугановича создан исключительно посредством характеристики рассказчика. Он называет его то «милейшей личностью», то «добряком» и «простаком», но ни разу не называет по имени и отчеству, подчёркивает в портрете «красные уши» (что не вызывает симпатии), мимоходом довершает характеристику отдельными штрихами: «рассуждает с таким скучным здравомыслием», «на балах и вечеринках держится возле солидных людей», «вялый», «ненужный». Через положительные оценки Чехов отрицательно характеризует героя.)



(4 группа) В ранних рассказах Чехов зачастую занимал позицию стороннего наблюдателя.
. Голос автора сливается с голосом рассказчика, например, в рассуждениях Алёхина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной, и, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя: «…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…».Итак, в рассказе «О любви» за фигурой рассказчика (помещика Алёхина) ясно виден автор с его мыслями, взглядами, чувствами.

(5 группа) . Важным средством раскрытия идейного замысла у Чехова является пейзаж.
Простота и краткость в изображении природы.. Первая пейзажная зарисовка («Теперь в окна было видно серое небо …») не претендует на какую-либо изящность, но в то же время очень верно отражает суть явлений и как бы объясняет причину, побудившую героев выслушать рассказ Алёхина («…в такую погоду некуда было деваться…»). В конце повествования даётся ещё одна картина природы, в отличие от первой, изображённая в мажорных тонах («…дождь перестал и выглянуло солнце…»). Однако герои рассказа не испытывают радостных чувств. Картина природы как бы оттеняет грустное настроение героев, только что услышавших рассказ о любви двух умных, красивых людей, об их несостоявшемся счастье.)

Идея: в мире, где людям приходится прятать свои мысли и чувства, «нет простора для живых человеческих стремлений».)

Вывод : рассказ А. П. Чехова «О любви» призывает бороться за любовь.