Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Методический материал по истории и обществознанию

Методическая копилка - История

Методический материал по истории и обществознанию

Рекомендации по оцениванию устных ответов

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

•   логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

•   правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

•   верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

•   объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных исторических и социальных объектов;

•   обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия исторических и обществоведческих наук;

•   показал умение формулировать на основе приобретенных исторических и обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

•   анализировать информацию об объектах истории и основных сфер общественной жизни, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных исторических и социальных явлений и научными понятиями;

•   осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

•   извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

•   различать в информации факты и мнения, выводы и аргументы;

•   применять исторические, социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

Рекомендации по подготовке устных ответов

1.   Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

2.   Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3.   Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

4.   Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

5.   Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Рекомендации по написанию эссе

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Структурная схема эссе

Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Наиболее приемлемая техника доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

• Тезис — это сужение, которое надо доказать.

• Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

• Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

• Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.

Вступление

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями...

Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…            

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следу­ющим примером ...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

• представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

• раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования определений, терминологии;

• аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

6. Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

Алгоритм написания эссе

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации.

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Особенности эссе

1.   Неограниченность тем и разнообразие формулировок.

2.   Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения.

3.   Свободная композиция, фрагментарность.

4.   Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить заявленную тему.

5.   Прозаическая форма.

6.   Небольшой объем.

7.   Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

8.   Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий.

Рекомендации по подготовке реферата

Написание реферата - одна из форм активной самостоятельной работы учащихся.

1.   Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.

2.   Составьте план реферата.

3.   Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.

При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:

•   Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.

•   Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

•   Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.

•   Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

•   Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.

•   Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

•   Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Памятка для сравнительной характеристики:

•   Установите цель сравнения.

•   Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.

•   Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.

•   Запишите выводы.

4.   Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.

Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.

Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).

•   Определите цель составления конспекта.

•   Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

•   Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

•   Выделите слова, фразы, абзацы.

•   Пишите четко и разборчиво.

Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.

Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.

Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части - главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.

В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

5.   Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов.

6.   Правильно оформите реферат.

На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.

Далее вложите два чистых листа для рецензии.

Лист «Содержание» - это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.

Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания. Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Защита реферата

1. За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.

2.   Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.

3.   Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.

4.   Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.

5.   Автор реферата выступает с заключительным словом.

Памятка для оппонента (референта)

1.   Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.

2.   Оцените знание материала, логику его изложения.

3.   Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.

4.   Сделайте вывод о работе и оцените ее.

Рекомендации по составлению логических схем блоков знаний

1.   Внимательно изучите текст источника информации. Составьте план материала в соответствии с заявленной темой.

2.   Выделите на основе умозаключений обобщающие понятия и категории, объединяющие всю необходимую информацию: они связаны с заголовками разделов и подразделов.

3.   Учитывая взаимосвязи между понятиями и категориями, составьте логическую структуру. Это может быть «древо знаний» - иерархическая структура. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.

4.   Для простоты схематического представления нужно использовать минимальное количество схемных элементов и их связей. Определите целевую и смысловую значимость категорий и понятий, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. п.). Согласуйте элементы и связи внутри всех схем, например, используйте одно и то же написание одинаковых понятий: гос-во - государство, О. - общество. Для лучшей наглядности можно использовать средства графики, цвет, различные формы (таблицы, цифровой, диаграммный иллюстративный материал).

5.   Прочитайте текст еще раз, сверяясь с логической структурой. При необходимости внесите коррективы.

Рекомендации по работе с газетными и журнальными публикациями

1.   Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.

2.   Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.

3.   Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.

4.   Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.

5.   Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.

6.   Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.

7.   Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.

8.   Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.

Рекомендации по организации интерактивных методов обучения

Интерактивные методы обучения развивают коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде, способствуют мотивации к обучению, повышают долю самостоятельной работы над учебным материалом.

Интерактивные методы обучения условно подразделяются:

•   на имитационные, применение которых связано с использованием в учебной деятельности как неигровых методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, работа с документами, индивидуальные тренажеры, «мозговые атаки» и т. п.), так и игровых;

•   неимитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, олимпиады, научно-практические конференции и т. п.).

Наиболее простая форма группового взаимодействия - большой круг. Учитель формулирует проблему. В течение определенного времени, например 5-10 минут, каждый ученик или вместе с соседом по парте записывает в тетради или на специальном листе свои предложения по решению проблемы, которые затем зачитываются. Они должны быть сформулированы кратко. Проводится голосование по каждому пункту. В ходе работы принятые предложения фиксируются учителем на доске. В конце занятия вырабатывается общее решение с его аргументацией.

Малый круг - форма диалога, когда проблема обсуждается «перед общественностью». Класс делится на малые группы, каждая обсуждает заявленную проблему в течение 10-15 минут. Работой руководит избранный группой председатель. Каждый член группы высказывает свое мнение. Учитель наблюдает, как ученики общаются между собой, как реагируют на чужую мысль, аргументируют свое мнение. Затем представитель группы докладывает о результатах обсуждения. Учитель руководит обсуждением, чтобы выработать приемлемое решение проблемы.

Эстафета. Весь класс разделяется на несколько групп. На столе учителя разложены обучающие или контрольные карточки лицевой стороной вниз. Представители каждой группы поочередно берут по одной карточке с заданием и возвращаются к своей группе. Кто-то из игроков начинает писать не менее трех предложений, относящихся к заданию, и передает лист следующему. Тот внимательно читает и дописывает новые предложения. Так лист-конспект обходит всю группу. Главная задача участников - быстро и кратко изложить свои мысли, не повторив записи предыдущего. Последний участник вносит заключительные предложения, и коллективный конспект готов. Затем представитель малой группы освещает заданный вопрос, используя составленный опорный конспект. Остальные группы оценивают работу.

Рекомендации по организации научной конференции

Конференции проводятся с целью:

•   развития познавательных интересов и творчества учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков самостоятельной работы;

•   вовлечения учащихся в исследовательский поиск;

•   профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.

На конференции представляются работы поискового и исследовательского характера в форме доклада, реферата. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, схемами, чертежами.

Научная работа должна быть:

•   исследовательской;

•   актуальной;

•   иметь практическую значимость.

Необходимо поставить задачи и наметить пути их решения. Работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист. Работа, представляемая на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя. Может быть также приложена внешняя рецензия, написанная работником другого образовательного или иного учреждения.

Проблема исследования - категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и на практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования включает в себя те связи и отношения, которые изучаются непосредственно. В каждом объекте можно выделить несколько предметов научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, затем конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Виды исследовательских работ

Доклад имеет следующую структуру:

•   в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;

•   далее формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения, - основные выводы и предложения.

Тезисы доклада содержат:

•   основные положения доклада;

•   основные выводы и предложения.

Научная статья может иметь следующую структуру:

•   заголовок;

•   вводные замечания;

•   краткие данные о методике исследования;

•   анализ собственных научных результатов и их обобщение;

•   выводы и предложения;

•   ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет - это:

•   краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

•   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

•   детальная характеристика применявшихся методик и методов;

•   новые научные результаты;

•   заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;

•  выводы и предложения.

Критерии оценки докладов

I.   Качество выступления (до 5 баллов)

•   1 балл: текст доклада зачитывает;

•   2 балла: доклад рассказывает, но не объяснена суть работы;

•   3 балла: доклад выстроен четко;

•   4 балла: кроме текста доклада хорошо владеет иллюстративным материалом;

•   5 баллов: выступление произвело яркое впечатление.

II.   Качество ответов на вопросы (до 3 баллов)

•   1 балл: не ответил на большинство вопросов;

•   2 балла: не умеет четко отвечать на вопросы;

•   3 балла: ответил кратко и точно на большинство вопросов.

III.   Использование демонстрационного материала (до 3 баллов)

•   1 балл: представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком;

•   2 балла: демонстрационный материал использовался частично;

•   3 балла: автор представил убедительно демонстрационный материал и хорошо в нем ориентируется.

IV.   Оформление демонстрационного материала (до 3 баллов)

•   1 балл: представлен небрежно оформленный демонстрационный материал;

•   2 балла: демонстрационный материал хорошо оформлен, но допущены неточности;

•   3 балла: к демонстрационному материалу нет претензий.

V.   Владение научной и специальной терминологией (до 3 баллов)

•   1 балл: автор владеет базовым аппаратом;

•   2 балла: использованы общенаучные и частично специальные термины;

•   3 балла: свободное владение общенаучной и специальной терминологией.

VI.   Обобщающие выводы (до 3 баллов)

•   1 балл: выводы имеются, но они не аргументированы;

•   2 балла: нет четкости в аргументации;

•   3 балла: выводы аргументированы и совпадают с заявленной темой и целями работы.

Рекомендации по составлению плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Рекомендации по составлению рецензии на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Рекомендации по составлению синхронистической таблицы:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Рекомендации по составлению обобщающей логической схемы изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического р

Рекомендации по составлению характеристики общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Рекомендации по составлению характеристики политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти

5. Прав граждан (подданных

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов иполитические права и свободы,

-личные права и свободы,-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя.

Рекомендации по составлению характеристики войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Рекомендации по составлению оценки исторического события:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Рекомендации по составлению характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.