Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Экологическая тропа

Методическая копилка - Биология

Разработала

Учитель биологии I категории

Сергеева Е.Г.

 

Игра Экологическая тропа

Условия и правила игры: Игра проводится в рамках предметной недели. Участвуют ученики 5-6 классов, объединённые в три команды. Они получают путевой лист и проходя «по станциям» зарабатывают баллы, затем возвращаются в зал, где подводятся итоги игры.

Играет музыка «Апрель» танцуют девочки и среди них одна в центре – Природа она и исполняет эту песню. Танец заканчивается природа остаётся и произносит монолог.

Природа: Я- природа, Я –великий мастер

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить- в моей всё это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё уменье

Не прими за дань, я не раба.

Не забудь ты сам- моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос- ты простился с детством.

Шире- что не год- твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, Береги!

Даже волка- вдруг, да он последний…

Уничтожишь( зверь не карандаш!)-

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобою ниточкой одною

Связаны- нет жара, без огня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и без меня…

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня вы собрались в этом зале, чтобы пройти увлекательной экологической тропой, ответить на вопросы, выполнить задания, а в заключении наши экологи- эксперты во главе с матушкой- природой подведут итог и объявят победителя. Итак, участников команд, я приглашаю на сцену.

Ведущий 1. Станция «Зелёная аптека»

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята,

Вот зелёная аптека

Помогает всем, ребята.

(командам дают разрезанные карточки лекарственных растений, они должны их собрать и рассказать для чего используют это растение: шиповник, бузина, подорожник)

А пока они работают, всем в зале дают задания, они могут принести баллы своей команде.

1.Листья этого растения обжигают нас, сок этого растения спасает нас. Весной его используют на суп. Если голову мыть его отваром- быстро растут волосы.

а)Лопух  б)Крапива в)Череда

2.Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок.

а) Подорожник   б) капуста       в)Чистотел

3.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробов, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Что это за растение?

а) Алоэ         б) сосна в)Чеснок

2-й ведущий .Станция «Угадайка»

Тишина в лесу дремучем,

Тихо лось свой лист жуёт,

И ещё малая птаха

Голосок свой подаёт.

Вы ребята не пугайтесь,

Угадать её старайтесь.

Сейчас ваша задача прослушать и ответить кому принадлежат эти голоса.

1. кукушка. Вопрос: А, что вам о ней известно?

2. соловей. Вопрос: Что вы о нём знаете?

3. сорока. Вопрос: Чем она интересна?

И ещё дополнительное задание этого конкурса: Назовите литературные произведения в которых употребляются названия зверей и птиц, живущих в лесу?

3-й Ведущий Станция «Неболейка»

Не бери чужие платья,

Ногти тоже не грызи.

Не дружите с сигаретой –

Так здоровья не найти.

1.Какие болезни несёт в себе глоток воды из реки или озера?

а)ОРВИ         б)туберкулёз         в)Холера

2.К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы?

а)отравлению         б)кариесу   в)заражению ЖК заболеваниями?

3. Предохранительные прививки необходимо делать для того, чтобы:

а)человек никогда не болел

б)переносил заболевания в лёгкой форме

в)выполнять предписания врача

3-й Ведущий: Молодцы, справились с заданием, можете двигаться дальше.

( звучит музыка, появляются ещё ведущие)

4-й Ведущий Станция «Лесная»

Не руби берёзы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.

Не губи, не тронь берёзы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слёзы,

Сам засохнешь от тоски.

Пусть берёза как невеста,

Бережёт свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу.

(Раздаются задания. Пока участники их обдумывают с залом игра-кричалка)

1.Зачем сажают деревья, не дающие плодов?

а) за ними не надо ухаживать

б) они быстрее растут

в)они украшают окружающую среду, очищают воздух.

2.Как определить возраст дерева?

а)по высоте

б)по толщине ствола

в)по годичным кольцам

3.Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи или рисунки?

а)дереву это не нравится

б)в ранки попадают споры грибов-паразитов

в)ничего не происходит, а ранки заживут.

Игра-кричалка с залом.

Чтобы нам не заскучать,

Будем в рифму отвечать.

Всем понятно, детвора?

Начинается игра!

И представим хорошо

Мы аквариум большой.

Тут поместится у нас

С аквалангом... водолаз.

А еще тут спит, храпит

Преогромный синий... кит.

Реагируя на храп,

Боком убегает... краб.

А на дне в песке прилег

С щупальцами... осьминог.

Рядом с ним зарыться рад

Электрический брат... скат.

Не попавшись на крючок,

Здесь живет морской... бычок.

Ищет лучшие места

Пятикрылая... звезда.

Рядом только проплыла

С плоским телом... камбала.

А за нею, как обуза,

Мчится жгучая... медуза.

В панцире плывет без страха

Среди рыбок... черепаха.

Где-то челюстью блеснула

Черноморская... акула.

Здесь на дне, ну как игрушка,

Лежит чудесная... ракушка.

Рядом камень, как пенек,

А над ним морской... конек.

Тут резвится не один

Умный ласковый... дельфин.

С ним играют, словно в салки,

Длиннохвостые... русалки.

Кто-то головой качает...

Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтал...

А в игре настал… финал!

4-й Ведущий: Молодцы, а мы движемся дальше.

( играет музыка, появляется 4 ведущий)

5-й Ведущий: Станция «Экологическая»

Ползёт букашка по зелёной кочке,

А под букашкой- мох ,густой как мех,

А над букашкой- хвоя, листья, почки,

Там тарабанят дятлов молоточки,

Летают белок рыжие клубочки,

А в шишке зреет кедровый орех.

А я стою с корзинкой и в платочке.

1-й Ведущий:

И вижу разных зайцев скок- поскочки,

И слышу птичий посвист, пересмех,

Тютюканье, бимбоканье, звоночки

Лесных ручьёв и земляных прорех.

Да! Этот жук в малиновой сорочке

И ёж, и ель, и я, и мох на кочке-

Мы не какие-то чужие одиночки,

А держимся, как звенья,

Все – за всех.

5-й Ведущий: Мы вам даём листок, карандаши и предлагаем нарисовать плакат в защиту природы.

1-й Ведущий: А пока вы будете рисовать мы объявляем «Музыкальную паузу» Времени у вас столько сколько будет длиться эта песня.

( звучит песня « Мухоморы» Аблаева Мария)

1-й Ведущий: А сейчас заключительная станция «Финальная» Вы должны ответить на вопросы, кто быстрее и правильнее даст ответы, тот и станет победителем игры «Экологическая тропа»

  1. К вечнозелёным растениям относят:

а)малина б)брусника в)ежевика г)рябина

2. Температура тела змеи, если в комнате 18 градусов по Цельсию:

а)10     б)12         в)18 г)20

3.В дикой природе неизвестен:

а)апельсин б)цитрон в)мандарин   г)грейпфрут.

4.Смые большие глаза:

а) у кальмара б) у слона в)у орла г)у кита.

5.Это у человека днём в 5 раз лучше, чем у кошки, а ночью в 4 раза хуже:

а)сух   б) обоняние в)осязание   г)зрение.

6.Какая бабочка пахнет так же, как растение герань?

а)лимонница б)брюквенница в)репейница г)капустница.

6.Поддельные государственные печати на Руси делали из:

а) берёзы б) липы в)дуба г) лиственницы

7.Больше всего витамина С в плодах:

а)чёрной смородины б)лимона в)грецкого ореха д)грейпфрута

8.Не существует:

а)бархатное дерево б)тюльпанное дерево в)слоновое дерево г)обезьянье дерево

9. Реже всех попадает под колёса на автотрассах и просёлочных дорогах:

а) гусь б) свинья в) кошка г)курица

Жюри подводит итоги конкурса.

На сцене появляются все ведущие и читают стихотворение

1-й В природе шагу не ступить

Чтоб тот час, так иль сяк,

Ей чем- нибудь не заплатить

За этот самый шаг.

2-й Будет ласковый дождь,

Будет запах Земли,

Щебет юрких стрижей

От зари до зари.

3-й И ни птица, ни ива

Слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли

Человеческий род.

4-й И весна……

И весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет!

5-й Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей

Без миловидных лисьих лиц?

1-йКогда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы!

Что без природы твой венец?

2-й.Берегите эти воды, эти земли,

Даже милую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей вутри себя.

3-й. Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Всё дарю.

Всё доброе приемлю!

Только берегите эту Землю!

Звучит песня «Солнечный ветер» Федоренкова Валерия , награждают победителей.