Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок по теме: Иммунология на службе здоровью

Методическая копилка - Биология

Сергеева Е.Г.

Учитель биологии Iкатегории

МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

Урок по теме: Иммунология на службе здоровью

Цель урока:

Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательная:

Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Познакомить обучающихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антитела».

Воспитательные:

Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать поисково-информационные умения.

Обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Осуществлять всестороннее развитие личности.

Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рабочие карты обучающихся.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день дорогие друзья! Вы все пришли сегодня в школу. Вы улыбаетесь, а это значит, что вы все здоровы. И мы можем начать наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

( узнать, есть ли отсутствующие, если есть уточнить причину - болезнь)

Я не случайно сегодня обратила внимание на ваше здоровье.

Постановка проблемы: Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

( будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Тема: Иммунология на службе здоровью.

( записывают тему в рабочую карту ученика)

III.Целеполагание:

Давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают)

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

IV. Открытие нового знания (работа с презентацией)

Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран (фрагмент из к/ф « Сказка странствий»- Чума в городе)

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке .Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится (люди умирали от неизвестных болезней, и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания, и задания первое было: Найти исторические факты распространения страшных инфекций

Историческая справка.

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы ,холеры, оспы. В 4 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн. человек. От чумы в 14 веке в Европе погибла четверть населения 10 млн. человек. Чуму называли чёрной смертью. Её эпидемии производили трагическое опустошение.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400тыс человек. Ею заболевало2\3 родившихся, из восьми трое умирало. Особой приметой тогда считалось: «Знаков оспы не имеет». Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.

В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. В Россию её завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из западной Европы. В России до 1917г. За 59 «холерных» лет заболело 5,6 млн. человек и почти половина из них погибла.

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-1919 годах унесла жизни сотен тысяч человек.

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

История развития Иммунологии.

Корни этой науки лежат в глубокой древности, так за 1000 лет до нашей эры китайские и индийские врачи знали о том, что человек, которому привито вещество из струпьев людей, переболевших оспой, при последующем заражении легче переносят эту болезнь. Китайцы, желая предотвратить оспу втягивали в нос, наподобие табака, высушенные и измельчённые корочки оспенных больных. Этот метод был назван – вариоляцией.

В 1762г. Английский медик Димсдал за вариоляцию, которую он сделал императрице ЕкатеринеIIи наследнику престола, был награжден 10 тыс. фунтов стерлингов, ему был подарен портрет императрицы, присвоен титул барона, чин статского советника и звание лейб-медика, а так же установлена пенсия 500 фунтов в год. Но это не решало проблемы.

Английский ученый Эдуард Дженнер(1749-1823) заметил, что женщины, которые доили оспенных коров ,переносили эту болезнь в легкой форме. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой и перенес её на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дженнер пришел к выводу, что в организме мальчика образуются антитела, нейтрализующие вирус черной оспы.

14 мая 1796г Э. Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Этот метод получил название вакцинация( то лат. «вакка»- корова) и благодаря ему в мире с 1979г. Не зарегистрировано не одного случая оспы.

Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер(1822-1895) Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то , что после перенесения болезни человек как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в лёгкой форме, то человек, перенёсший такую болезнь, окажется защищённым от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль и были созданы вакцины. Пастер разработал метод вакцинации. 6 июля 1885г навсегда вошёл в историю науки. Именно в этот день разработанной Л. Пастером вакциной против бешенства был привит мальчик Жозеф Мейстер, искусанный бешеной собакой. Этот человек впервые получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Большой вклад в развитие иммунологии внёс русский учёный И.И. Мечнииков. Разработал фагоцитарную теорию иммунитета. О которой мы уже вели речь на предыдущем уроке.

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? ( прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

                         И попытаемся определить, что такое вакцинация?

( вакцина - ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет)

- Какой вид иммунитета?( искусственный, активный)

-А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? (вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

(сыворотка – готовые антитела)

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела. ( искусственный активный)

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.( тоже вырабатывается искусственный иммунитет, только он будет – пассивный)

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель:Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет, и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните кластер «виды иммунитета». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской)

Иммунитет

            

                     Естественный                             Искусственный

Видовой       наследственный               активный                 пассивный

                                     Приобретённый

                   Активный               пассивный

( пояснить каждый вид)

Учитель: Нужно ли делать прививки? (обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.

Аллергия

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы). Вещество, вызывающее аллергию называется аллергеном.

Аллергеном может быть: комнатная пыль, цветочная пыльца, стиральные порошки , антибиотики, шерсть собаки или кошки, корм для рыб, растения, продукты питания, тополиный пух , выбросы городских и сельских предприятий.

Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию, при этом выделяются вещества, повреждающие клетки. Возникает покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведёт к насморку и чиханию. Раздражение слизистой бронхов к кашлю и усиленному выделению мокроты.

Последние десятилетия XX века характеризуются значительным ростом частоты аллергических заболеваний. Распространенность аллергии напоминает эпидемию, за последние 20 лет она увеличилась в 3-4 раза и охватывает в разных странах мира от 10 до 30% населения, причем заболевание часто протекает в тяжелой, необычной форме. Это связано с усилением аллергенной нагрузки на человека.

Ухудшающаяся экологическая ситуация, нерациональное питание, излишняя лекарственная терапия, бесконтрольное использование антибиотиков, стрессовые нагрузки, малоподвижный образ жизни, изменения в климате... Все это повышает подверженность организма человека воздействию аллергенов — даже тех, которые существовали всегда.

И если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии.

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

( поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания , против которых нет иммунитета? ( Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам .Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

4.Немного истории

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени и хирургом Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено.

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам. Медицина вплотную подошла к выяснению причин несовместимости человеческой крови.

Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый Карл Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

В 1930 г. за открытие групп крови К. Ландштнейнеру была вручена Нобелевская премия.

В 1940 г. К. Ландштейнер и Александр Винер обнаружили в крови ещё один белок резус-фактор. У 15% людей нет этого белка.

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

2. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

4 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови. ( один человек у доски)

I

                                             II                                   III

 

IV

Замечательно.

V. Первичное закрепление знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1.     Иммунология – это наука об иммунитете

2.      Побеждены многие болезни

3.      Созданы вакцины против многих заболеваний

4.      Разработаны лечебные сыворотки

5.      Разработаны способы лечения плоскостопия

6.      Разработаны методы пересадки органов

7.      Изучен скелет человека

8.      Разработана методика переливания крови

9.      Анатомия наука о строении организма человека

10.    Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.    Действие прямых и обратных связей в нервной системе

VI. Домашнее задание

§19.повт.§§17-19

VII. Рефлексия

Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Урок окончен. До встречи.

 

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

 

Предмет: Биология

 

Класс:     8

 

Учитель: Сергеева Е.Г.

 

Тема урока: «Иммунология на службе здоровья».

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Планируемы результаты обучения:

 

личностные:

 

• формирование интересов , направленных на изучение особенностей строения и функционирования человеческого организма;

 

• использование приобретенных знаний и умений

 

предметные :

 

• формирование понятий иммунитет, вакцин, сыворотка, тканевая несовместимость, гемолитическая желтуха, группы крови, резус- фактор;

 

. особенности переливания крови.

 

метапредметные :

 

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации;

 

• умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;

 

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

 

• умение вести самостоятельный поиск информации

 

Формируемые УУД:

 

Познавательные:

 

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

 

Коммуникативные:

 

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

 

Предметные:

 

  • Усвоение учащимися понятий: иммунология, иммунитет, виды иммунитета, вакцина, сыворотка, группы крови, донор, реципиент.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

 

Коммуникативные:

 

  • Через организацию работы в микрогруппах, развития умения самоорганизации;
  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

 

Метапредметные:

 

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительных источников;
  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа ;

 

Личностные:

 

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

 

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного обучения.

 

Ресурс: УМК Биология Человек, Колесов, Маш, Беляев. М. Просвещение ,презентация.

 

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учителя:

Добрый день дорогие друзья! Вы все пришли сегодня в школу. Вы улыбаетесь, а это значит, что вы все здоровы. И мы можем начать наш урок.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация опорных знаний

 

Создание проблемной ситуации

( узнать , есть ли отсутствующие, если есть уточнить причину- болезнь)

Я не случайно сегодня обратила внимание на ваше здоровье.

Постановка проблемы: Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни люди болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

( будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Тема: Иммунология на службе здоровью.

( записывают тему в рабочую карту ученика)

Ответы и предположения учащихся. Работают с рабочей картой. Определяют цели урока.

III.Целеполагание

Итак, давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают )

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выдвигают предположения. Определяют цели урока.

IV.Открытие нового знания

Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран ( фрагмент из к/ф « Сказка странствий»- Чума в городе)

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке .Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится?( люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было : Найти исторические факты распространения страшных инфекций

(ученик, работавший по индивидуальному заданию делает сообщение «История эпидемий на Земле» )

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

( ещё одно индивидуальное сообщение «История развития иммунологии»)

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? ( прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

                         И попытаемся определить, что такое вакцинация?

( вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет)

-А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? ( вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель:Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните Кластер «иммунитет». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской)

Кластер иммунитет

( пояснить каждый вид)

Учитель: Нужно ли делать прививки? ( обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.( Сообщение «Аллергия»)

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

( поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?( Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам .Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

( сообщение « История изучения крови»)

3 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

2. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

4 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови. ( один человек у доски)

Смотрят фрагмент, анализируют увиденное, делают выводы. Выступают с сообщениями по индивидуальным заданиям.

Работают в рабочей карте. Заполняют кластер «Иммунитет», выполняют физические упражнения вместе с учителем, работают в группах. Анализируют текст учебника, составляют «Схему переливания крови»

V.Первичное закрепление знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1.     Иммунология – это наука об иммунитете

2.            Побеждены многие болезни

3.            Созданы вакцины против многих заболеваний

4.            Разработаны лечебные сыворотки

5.            Разработаны способы лечения плоскостопия

6.            Разработаны методы пересадки органов

7.            Изучен скелет человека

8.            Разработана методика переливания крови

9.            Анатомия наука о строении организма человека

10.          Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.          Действие прямых и обратных связей в нервной системе

Работают в рабочих картах, отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по уроку.

VI. Домашнее задание

 

§19.повт.§§17-19

Делают записи в дневниках.

VII. Рефлексия

Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Урок окончен. До встречи.

Работают с карточками, проводят самооценку.