Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Системно-деятельностный подход реализации ФГОС на уроках биологии

Методическая копилка - Биология

             Системно-деятельностный подход реализации ФГОС  на уроках биологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС)- принципиально новый для отечественной школы документ.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего  образования второго поколения.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

ФГОС  вводят новое понятие учебная ситуация,  под которым подразумевается такая

особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача: 

научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Переход  к новым ФГОСам.

Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год, до которого остается несколько десятков дней.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:

  • личностных,
  • метапредметных,
  • предметных.

Личностные результаты

На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях»

Метапредметные результаты  предполагают освоение учащимися  разнообразных

        познавательных, 

        регулятивных,

        коммуникативных   компетенций.

Метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:

1. Развитие УУД (универсальных учебных действий);

2. Формирование ИКТ-компететности;

3. Развитие стратегии смыслового чтения;

4. Основы проектной и исследовательской деятельности.

Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.

Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются:

  1. Принцип деятельности  
  2. Принцип непрерывности
  3. Принцип целостности  
  4. Принцип минимакса  
  5. Принцип психологической
  6. комфортности  
  7. Принцип вариативности
  8. Принцип творчества

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания.

2. Урок рефлексии.

3. Урок общеметодологической направленности.

4. Урок развивающего контроля.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.

          Учителю трудно отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний».

          Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах. Учитель не знаком с модульной технологией, предполагающей индивидуальный маршрут изучения материала; технологией работы в парах сменного состава; технологией развития критического мышления, проектной и т.д. В представляемых проектах отсутствуют задания по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется только, как правило, в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.

К сожалению, выполнение лабораторных работ не сопровождается постановкой цели и выводами, а дается только алгоритм их выполнения. Выполнение практических, лабораторных работ, предметных заданий не сопровождается рефлексией и самооценкой по заданному образцу, как того требует стандарт.

          Контроль знаний по теме должен быть 2-х уровневым: базовый, проверяющий требования раздела стандарта «ученик научится»,  который должен быть выполнен не менее, чем на 2/3, после чего следует проверять требования раздела «ученик может научиться». Итоговой оценкой метапредметных умений должна стать защита проекта.

Однако, предлагаемый учителями контроль знаний по теме, как правило, одноуровневый, а тематика проектов по изучаемому разделу вызывает затруднения.

          До введения стандартов школе и учителю нужно выбрать программу (линейную или концентрическую) и к выбранной программе – учебник. По выбранному учебнику необходимо составить тематическое планирование и программу развития метапредметных умений, в которой поэтапно распределить формирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций при изучении того или иного раздела курса. Для итоговой оценки метапредметных результатов учителю необходимо продумать тематику проектных заданий, определить материальные и информационные ресурсы.

         Помимо этого, учитель должен быть готов к проведению диагностики пришедших в 5-ый класс учащихся и определить их возможности по освоению курса.

         Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

Итак, движущей силой развития ученика  является деятельность.

             Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.