Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни

Методическая копилка - Химия

МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Урок химии

8 класс

«Превращения веществ.

Роль химии в нашей жизни»

Подготовила:

Ерохина Елена Николаевна

учитель химии высшей

квалификационной категории

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ «ВВЕДЕНИЕ»

1 урок.     Предмет химии. Вещества.

2 урок.     Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.

3 урок       П.р. №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

4 урок.     Краткие сведения по истории химии. Основоположники

                 отечественной химии.

5 урок.     Знаки химических элементов. Периодическая таблица

                 химических элементов Д.И.Менделеева.

6 урок.       Химические формулы. Относительные атомная и

                   молекулярные массы.

     Урок «Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни» - это второй урок в теме «Ведение», изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений, автор Габриелян О.С.

            

Литература для учителя:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- 2-е издание., стереотип.- М.: Дрофа, 2013 г.
  2. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Дрофа, 2013 г.
    1. Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
    2. Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2006.
    3. Курмашева К.К., Химия в таблицах и схемах.- М.: «Лист Нью», 2003.
    4. Ковалевская Н.Б., Химия.8 класс. В таблицах и схемах., М.: «Издат – Школа XXI век», 2003.

5. Катаева Л.Г., Толкачёва Т.К., Химия: Карточки – задания по неорганической химии. 8 класс. Книга для учителя. – М., Просвещение. 1998.

 

Литература для обучающихся:

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- 2-е издание., стереотип.- М.: Дрофа, 2013 г.
  2. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Дрофа, 2013 г.
    1. Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
    2. Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2006.

        

ТЕМА: ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ. РОЛЬ ХИМИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Цели и задачи урока

 

Образовательные:

     сформировать у обучающихся знания:

     о физических и химических явлениях;

     о различии этих явлений;

     сформировать первоначальное понятие о химической реакции;

     об условиях протекания химических реакций;

     о признаках химических реакций.

Развивающие:

     продолжить работу над формированием у обучающихся:

     навыков частично – поисковой деятельности;

     умения работать в должном темпе;

     умение пользоваться справочными материалами;

     умения описывать физические свойства веществ;

     умения различать понятия «тело» и «вещество».

Воспитательные:

     воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

     формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания. Полётное повторение.
  2. Изучение нового материала. Физические и химические явления.
  3. Презентации подготовленные обучающимися о положительном и отрицательном значении химии в жизни человека.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Задание на дом.
  6. Рефлексия

Начальная подготовка обучающихся:

Обучающиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество, с изменением веществ из курсов природоведения и физики.

Форма урока:

         Комбинированный урок.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Презентации.
  3. Пробирки, спиртовка, спички, ступка, пестик, пробиркодержатель; реактивы: растворы CuSO4, BaCl2, NaOH, HCl; сахароза, мел.
  4. Инструктивные карты

Ход урока

  1. Организационный этап (1мин.)

 

  1. Этап проверки знаний.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Задаёт короткие устные вопросы, которые дублируются в инструктивной карте, в очень быстром темпе и при правильном ответе разрешает ученику сесть.

Работают по заданию 1 инструктивной карты

№1. Дайте понятия: предмет химии, тело, вещество, атом, химический элемент, формы существования химического элемента, вещества простые и сложные, свойства веществ.

3 мин.

Даёт задания по вариантам для самостоятельной работы

Выполняют самостоятельно задания №2,3 инструктивной карты.

4 мин.

  1. Мотивационный этап.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Создание проблемной ситуации.

Демонстрация слайдов.

Посмотрите внимательно на слайды. Что происходит с веществами? Сформулируйте тему урока.

А как вы считаете, каковы цели данного урока?

Формулируют тему и цели урока.

Тему урока записывают в тетрадь

3 мин.

 

  1. Операционно-исполнительский этап.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Человеку постоянно приходится сталкиваться с теми или иными явлениями. Одни из них являются физическими, другие – химическими.

Разберёмся, что обозначают данные понятия. На ваших столах лежат инструктивные карты, где описаны лабораторные опыты, которые вам предстоит выполнить.

По результатам лаб. Опытов проводит обсуждение.

Выполняют лабораторные опыты.

Лабораторный опыт №1.

На фильтровальную бумагу капните на значительном расстоянии друг от друга по 1 капле воды и этилового спирта. Какая из капель высыхает быстрее? Какие   явления – физические или химические - происходят при этом?

Лабораторный опыт №2.

Возьмите лист бумаги и сверните его. Что изменилось? Какое явление – физическое или химическое - наблюдается при этом?

5 мин.

Проводит демонстрации явлений.

Д.1. Измельчение кусочков мела.

Д.2. Действие на мел кислотой.

Д.3. Взаимодействие CuSO4 с NaOH.

Д.4. Взаимодействие BaCl2 с Н2SO4.

Д.5. Горение спички, спиртовки.

Д.6. Обугливание сахарозы.

Наблюдают за происходящими явлениями. Готовят ответ на вопрос: Какие явления – физические или химические - происходят при этом? Каковы их признаки?

10 мин.

В ваших инструктивных картах в задании 3 даны определения двух понятий. Ваша задача установить, какое из определений соответствует понятию «физическое явление», а какое – «химическому явлению».

Проводит фронтальный опрос обучающихся по результатам проделанной работы.

Записывает в тетради признаки химических явлений.

Заканчивают определения, записывают их в тетрадь, приводят примеры.

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются…………………

Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………

Явления, при которых изменяются форма, размеры тел или агрегатное состояние веществ, а состав их остается постоянным, называются ……………………………………………

Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………

Записывают в тетрадь признаки химических явлений: изменение окраски, выделение газа, выпадение осадка, появление запаха, выделение или поглощение света и тепла.

6 мин.

Рассматривает вопрос по теме «Роль химии в жизни человека».

Как вы думаете, какова роль химии в жизни человека?

Выступают 2 обучающихся с презентациями по темам: «Положительное значение химии», «Отрицательное значение химии».

Обучающиеся приходят к мысли, что без химии немыслима жизнь современного человека. В тоже время, они отмечают, что неразумное, неконтролируемое применение химических веществ приводит к пагубным последствиям. Это и загрязнение окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека. Только грамотное применение достижений химии приносит пользу человечеству.

5 мин.

       5. Рефлексивно-оценочный этап.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Предлагает выполнить задания в РТ.

Выполняют задание в рабочей тетради по вариантам: №1 с.12 (1 вариант) и №2 с.13 (2 вариант).

3 мин.

Запишите домашнее задание.

Записывают в дневник Д/З из инструктивной карты.

1 мин.

А сейчас я прошу вас оценить урок, работая с инструктивной картой.

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

Самоанализ (нужное подчеркивают)

1. Своей работой на уроке я

- Доволен

- Недоволен                                                                                                      

2. Урок мне показался

- Интересным

- Неинтересным                                                                                             

3. Материал урока был

-   Понятен                                                                                                              - Непонятен      

3 мин.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.

Прощаются.

Сдают учителю на проверку   инструктивные карты.

1 мин.