Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Из опыта формирования химических компетентностей обучающихся

Методическая копилка - Химия

Ерохина Е.Н. учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №2 г.Щигры Курской области»

Из опыта формирования химических компетентностей обучающихся.

         Одно из перспективных направлений модернизации образования – использование компетентностного подхода в процессе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится наличие не только знаний и умений, но и опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетентностей.

         В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компетенции школьников: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно – оценочные.

         Для развития выше перечисленных ключевых химических компетенций наиболее эффективной является технология ролевого цикла. Реализуя технологию ролевого цикла, я предлагаю обучающимся выполнить опыты в группах по четыре человека (своеобразная ролевая игра). Каждая группа получает пакет документов, состоящий из карточек участников 1- 4, инструктивной карты,карты контроля за выполнением опытов, карты отчета, которая заполняется секретарем по мере выполнения опытов.

Карточка 1 участника                             /                   Карточка 2 участника

опыта

Роль

Деятельность

опыта

Роль

Деятельность

1

Исследова-тель

Выполняет все операции с веществами лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности

1

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой: перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления.

2

Координа-тор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность   секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой: перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления.

2

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

3

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

3

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

4

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

4

Исследователь

Выполняет все операции с веществами лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности

Карточка 3 участника                            /                   Карточка 4 участника

опыта

Роль

Деятельность

опыта

Роль

Деятельность

1

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

1

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

2

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

2

Исследователь

Выполняет все операции с веществами лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности

3

Исследователь  

Выполняет все операции с веществами лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности

3

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой: перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления.

4

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой: перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления.

4

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

         Во время выполнения практической работы учащиеся меняются ролями в соответствии с полученной карточкой участника. Формируется ролевой цикл – совокупность опытов, при выполнении которых обучающийся находится в роли исследователя, координатора, контролера и секретаря один раз.

В ходе выполнения опыта исследователь постоянно сопоставляет свои действия с речью координатора, анализируя её; в свою очередь, контролер наблюдает за действиями первых двух, анализирует, дает свои комментарии, сравнивает увиденное с тем, что должно быть; секретарь составляет отчет о выполнении опыта.

Опыты для практической работы я подбираю таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали теме теоретического материала и были направлены на формирование и развитие предусмотренных знаний , во-вторых, развивали широкий ряд компетенций и, в третьих, имели связь с повседневной жизнью.

Такая организация деятельности обучающихся на практическом занятии позволяет:

  • включить всех обучающихся малой группы в проведение химического опыта;
  • активизировать их познавательную деятельность;
  • обеспечить развитие экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций;
  • оценить степень усвоения экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля;
  • обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода.

Такая система подготовки обучающихся, ключевым звеном которой является химический эксперимент, реализуемый через использование технологии ролевого цикла, показала свою эффективность на практике. Примером может служить, разработанная мной, и уже несколько лет, с успехом используемая в 11 классе, практическая работа по теме «Получение газов и изучение их свойств». В пакет документов для нее входят следующие ниже инструктивная карта,карты контроля, карта отчета.

Инструктивная карта

Практическая работа №4. Получение газов и изучение их свойств.

Опыт №1. Получение и исследование свойств углекислого газа

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия (питьевой соды).
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  • «Уравнения реакций».
  1. Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  • реакция, проведенная вами,
  • исследованное свойство газа.

Опыт №2. Получение и исследование свойств кислорода

  1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.
  2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода (перекиси водорода).
  3. Наблюдайте выделение газа.
  4. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  • «Уравнения реакций».
  1. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела.

Помните правила работы со спиртовкой!

  1. Внесите тлеющую лучинку в пробирку с газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о способности газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  • реакция, проведенная вами,
  • исследованное свойство газа.

Опыт №3. Получение и исследование свойств водорода

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Положите в пробирку 1гранулу цинка.
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  • «Уравнения реакций».
  1. Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите его в соответствующие графы таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  • реакция, проведенная вами,
  • исследованное свойство газа.

Опыт №4. Получение и исследование свойств ацетилена

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция.
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.

Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  • «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  • «Уравнения реакций».
  1. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
  2. Подожгите выделяющийся газ.
  3. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  4. Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха.Вывод и уравнение протекающей реакции запишите его в соответствующие графы таблицы.

10.В отчете (в графе применение) укажите, где используется

  • реакция, проведенная вами,
  • исследованное свойство газа.


Карта отчета (заполняется секретарем по мере выполнения экспериментов)

Практическая работа №4. Получение газов и изучение их свойств.

Таблица. Результаты экспериментов .

опыта

Название опыта

Названия и формулы веществ, из которых получили газ

Уравнения реакций

Наблюдения

Выводы

Применение  

1

Получение и исследование свойств углекислого газа

         

2

Получение и исследование свойств кислорода

         

опыта

Название опыта

Названия и формулы веществ, из которых получили газ

Уравнения реакций

Наблюдения

Выводы

Применение  

3

Получение и исследование свойств водорода

         

4

Получение и исследование свойств ацетилена

         

Координатор ________________________________________

Исследователь________________________________________

Контролер       ________________________________________

Секретарь       ________________________________________

Карта контроля опыта №1

Получение и исследование свойств углекислого газа

Координатор

Исследователь

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.

     

2.Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия NaHCO3 (питьевая сода).

     

3.Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты СН3СООН.

     

С кислотой обращайтесь осторожно!       Не допускайте попадания кислоты на кожу.

     

4.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – оксид углерода (IV) CO2.

     

5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»,

«Уравнения реакций».

     

6.Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся углекислым газом.

     

7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

     

8.Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

     

9.В отчете (в графе предположения) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и   исследованное свойство углекислого газа.

     

Карта контроля опыта №2

Получение и исследование свойств кислорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.

     

2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода Н2О2 (перекись водорода).

     

3.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – кислород O2

     

4.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».

     

5.Зажгите спиртовку.

     

Помните правила работы со спиртовкой!

Сняв колпачок, поправьте фитиль. Подожгите спиртовку. Горящую спиртовку нельзя передвигать и переносить. Нельзя спиртовки зажигать друг от друга. Гасить спиртовку следует, накрывая ее колпачком.

     

6. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела.

     

7. Внесите тлеющую лучинку в пробирку с кислородом.

     

8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

     

9.Погасите спиртовку и лучину.

     

10.Сделайте вывод о способности кислорода поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

     

11.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами,

и исследованное свойство кислорода.

     

Карта контроля опыта №3

Получение и исследование свойств водорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
     

2. Положите в пробирку 1гранулу цинка.

     
  1. Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты НС1.
     

С кислотой обращайтесь осторожно!

     
  1. Наблюдайте выделение водорода Н2.
     
  1. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».
     
  1. Зажгите спичку. Внесите ее в пробирку с образовавшимся водородом.
     
  1. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
     
  1. Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы, запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом в соответствующей графе таблицы отчета.
     
  1. В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство водорода.
     

Карта контроля опыта №4

Получение и исследование свойств водорода

Координатор

Исследователь

Секретарь

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
     

2. Положите в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция СаС2

     

     3.Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.

     

Будьте осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!

     
  1. Наблюдайте выделение ацетилена С2Н2.
     
  1. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».
     
  1. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
     
  1. Подожгите выделяющийся газ.
     
  1. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
     
  1. Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы. Запишите уравнение реакции в соответствующей графе таблицы отчета.
     
  1. В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство ацетилена.