Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Значимость формироания ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни.

Методическая копилка - Воспитательная работа

Значимость формироания ценностного отношения школьников

к здоровому образу жизни.

(Выступление на педагогическом совете школы 30 декабря 2014 года

учителя биологии Басенко Натальи Михайловны)

Человека всю жизнь предостерегает опасность, он вынужден бороться за свое существование, здоровье с факторами среды, болезнями. Безопасность человека является важнейшим ценностным фактором развития цивилизации. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое, и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье человека составляет высшую фундаментальную ценность.
Для того чтобы обезопасить личность человека от неблагоприятных факторов ,наносящих вред здоровью, необходимо правильно и рационально вести свою жизнь, заниматься спортом .С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [1]. Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни. В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность.

Обеспечение безопасности жизни каждого человека и повышение его культуры и знаний в области безопасности являются одной из главных составляющих здорового образа жизни. Соблюдая культуру и нормы правильного поведения здорового образа жизни, воспитываются чувство ответственности к сохранению окружающей среды, к своему здоровью. Полученные знания и умения в области безопасности становятся важным аспектом  жизнедеятельности человека, всего государства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из проблем нынешнего времени в России, так как многие дети больше времени уделяют не подвижным играм на улице, а сидячему образу ,играя в компьютер. Ведь ранее, буквально 7-8 лет назад, когда еще не каждый из детей владел компьютером, проводили свое время на улице за подвижными играми. Не имея телефонов, мы знали где находятся наши друзья, в теплую погоду погружались в футбол, а зимой в хоккей.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Здоровый образ жизни предполагает хорошую умственную и физическую работоспособность. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу. Поэтому целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в работе классного руководителя со старшеклассниками является формирование у них ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. В подростковом возрасте многие школьники познают вредные привычки на себе ,кто-то дальше продолжает баловаться ими ,нанося огромный вред своему здоровью, а кто-то, наоборот, отвергается от них, заботясь о себе и здоровье, занимаясь спортом ,ведя здоровый и активный образ жизни. Учащиеся понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья.

К сожалению, осознание проблемы и поведение, как показал проведенный опрос, для многих не одно и то же. Проведенное среди старшеклассников анкетирование показало, что практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни, но лишь 20-25% учащихся дали ответы, что стараются придерживаться основных правил соблюдения режима труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом. 100% учащихся понимают, что курение наносит вред физическому и психическому здоровью. И все-таки, 31% ответили, что курят по 1-2 сигареты в день, а 9% – курят по целой пачке в день. На вопрос: «Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?» – отрицательный ответ дали 54,5 % анкетируемых, 45,5 % «иногда выпивают с приятелями или дома». На вопрос: «Регулярно ли вы делаете зарядку» положительный ответ дали лишь 18% опрошенных, 54,5% учащихся ответили: «Хотели бы делать, но не всегда удается себя заставить», 27% учащихся вообще не делают зарядку. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Как отмечает отечественный специалист С.А. Хазова для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни необходимо реализовывать системный подход, с опорой на гуманистическую педагогику [2]. Это означает необходимость объединения усилий всех педагогических работников, родителей, самих подростков. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога. В школах применяются программы формирования здорового образа жизни. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве [3].

Как показывают наблюдения, наиболее успешной реализации программы формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни способствовали такие формы работы как игры, тренинговые занятия, дискуссии, проигрывание и переживания ситуаций, формы физической рекреации подвижные игры, туристические походы, спортивные праздники, так как физические упражнения приводят к ослаблению стресса и напряжения организма, улучшает умственную работоспособность и физическую подготовленность. На необходимость организовать воспитательную работу по формированию духовных ценностей обратили внимание такие исследователи как Ярошенко О.Е., Щербина А.И. и др.

В контексте данного исследования считаем целесообразным отметить значимость формироания ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.

Таким образом, формирование ценностного отношения у учащихся играет очень важную роль в жизни каждого из них, так как здоровье является главным фактором жизни людей, а также поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия