Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Проектная деятельность, как средство экологического образования младших школьников

Методическая копилка - Начальная школа

Публикация в сборнике материалов из опыта работы лучших школ и лучших учителей Курской области - победителей приоритетного национального проекта "Образование"

СЕРГЕЕВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

CergeevaEN

 

Serg_EN

 

 

Образование высшее,

педагогический стаж – 35 лет.

В 2009 году присвоена высшая

квалификационная категория

по должности «учитель».


  

Проектная деятельность, как средство экологического образования младших школьников

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности.

Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности можно широко использовать в начальной школе. Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Для меня представляет интерес использование метода проектов для придания креативного характера процессу изучения окружающего мира, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюн, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Я считаю, что метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в моём случае экологической культуры) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического образования, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

Работая по методу проектов, осуществляю педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов вижу в том, что:

- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, активизирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя и ученика

при использовании метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

 

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

 

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

 

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

 

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

 

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип содружества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов видится мне в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картинка – процесс экологического образования, грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.

Я убеждена, что экологически организованная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

В работе с первоклассниками использую кратковременные простые проекты. Вот некоторые из них .

Чистое утро.

Чистое утро – это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.

Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Работа по секрету от всех увлекает детей, как игра . Продолжением её должен быть неожиданный для детей визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего тайну» чистоты, с благодарностью к малышам.

.

Птичья «столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети придумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек.

Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети ведут наблюдения за «столовой»: подправляют кормушки, насыпают корм .Дети замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.

Капелька

Это проект бережливых. Суть его – выявление утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.

Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос6 «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты. Кроме того, придумывают, как сократить объём потребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья.

При подведении итогов Капелька – главный герой итогового мероприятия – благодарит ребят за полезные советы взрослым и детям, за всю проделанную детьми работу.

Дождики

Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек , дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей и загадки о них в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и весёлый летний, и холодный со снегом зимний, и грустный осенний, и дождь через солнышко…Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ – тем дождям, которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным.

В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь – к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город. Общий вывод: «Дождь- это тоже хорошая погода».

В результате выполнения таких проектов у первоклассников расширяется словарный запас, кругозор; развивается творчество, литературные способности; активизируется внутренняя и внешняя речь; идёт развитие в интеллектуально-нравственном плане; совершенствуется техника чтения.

В течение всего первого года обучения реализуется долгосрочный проект «ЭКО – МИР МОЕЙ СЕМЬИ». Он рассматривается мной как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей.

Выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий с привлечением родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

ЦЕЛЬ.

1.Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и школы.

2.Включение родителей в процесс экологического образования, формирование единой экологической воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребёнка»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – первый год обучения.

СОДЕРЖАНИЕ. Проект включает в себя следующие блоки :

  1. «Вкусно, полезно, красиво!» «Как питается ребёнок дома и в школе? Режим питания. Что значит экологически чистый продукт?» Над этими и подобными вопросами задумываются участники проекта. Им предстоит принять участие в ряде конкурсов «Экологической кухни»
  2. «Природа в нашем доме» «Какое место занимает природа в нашем доме? Комнатные цветы, домашние животные – им особое внимание, но не только! Природа в нашем доме, точнее – природа духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Как часто семья выезжает на природу? Есть ли дома книги о животных, растениях?» Вокруг этих и подобных вопросов строится работа в данном блоке. Участников проекта ждет ряд конкурсов по теме «Природа в нашем доме»
  3. «Экологическая тропа моей семьи» Не только на словах, но и на деле участникам проекта предстоит доказать свою способность сделать любую тропу экологической. Экологическое краеведение, туристические умения и навыки, экологический практикум – таковы границы содержания блока.
  4. «Экология души» В каких красках, образах, словах, мелодиях предстанет перед нами окружающий мир? Как отзывается душа на всевозможные контакты с окружающим? Не пустует ли она, не проникло ли в неё зло? Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир?» Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, где участники проекта демонстрируют свои способности в творческом преобразовании мира.
  5. «Экология начинается с улыбки» В данном блоке проекта поднимается проблема взаимоотношений, психологического комфорта детей и взрослых дома в школе: « Как избежать ссор и конфликтов ? Как научиться быть настоящим другом? Знаем ли мы, что любят наши близкие? Есть ли в семьях свои добрые традиции? Как мы обращаемся к родным и незнакомым людям» Под знаком любви пройдут конкурсы, встречи, которые учат добру.

Ко второму году обучения у детей уже есть опыт участия проектной деятельности, поэтому они с удовольствием принимаются за новый проект.

Разведка осенних примет

Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков. Но, следуя методике, надо решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание. Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель. Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми.

Помочь обозначить цель проекта можно , к примеру, начав работу с «неожиданного письма» следующего содержания:

Куда : школа №2 города Щигры

Кому : ученикам 2Б класса

Обратный адрес : Заячья поляна Барановского леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина считала, что пора , а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо уже серое .Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить - наступила ли осень? Говорят, что идёт она через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?

Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!

Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.

Барановский лес.

Работа с письмом подводит детей к цели проекта: узнать, наступила ли осень - не по календарю, а в природе и в городе.

Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет. Формируется команда разведчиков. Каждый отряд придумывает своё название, эмблему, девиз. После выборов начинается подготовительный этап. Он включает две части: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела ( в данном случае – путешествие в природу с целью разведки осенних примет). Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд. В результате получается следующее:

1 этап маршрута – «Готовность №1» «Копилка народной мудрости»

«Советы взрослых»

«Школьный учебник»

«По страницам книг и журналов»

2 этап – «Разведка на местности»: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения:

«Облака», «Вода», «САД», «Дубки», «Полянка, насекомые, трава», «Городские цветы», «Пешеходы», «Урожай», «Рябинка», «В гости к пернатым». «Листопад».

На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику – старту. Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды класса.

  1. Каждый отряд представляет себя: название, эмблему, девиз. приветствие « Добро пожаловать, осень!»
  2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат её приметы.
  3. Конкурс художников «Краски осени».
  4. Конкурс «Одень прохожих»
  5. «Копилка народной мудрости»
  6. «Осенняя мелодия» , « Портрет осени»(домашнее задание- дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени комментируют его, подробно характеризуя это время года)

Второй этап – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых выполняются задания По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном.

Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично накрытым осенним столом с фруктами, осенними букетами. Частью сценария итогового праздника является чествование осени. Не забываем ответить и на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается в конверт, а утром (так же неожиданно, как и появился) исчезает.

При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, ни и то, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше народных примет и т.п., что, возможно, получилось не так, как задумали, что надо учесть, если ещё раз придётся отправиться в разведку.

 

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Например, проект экологической направленности, который мы подготовили с третьеклассниками к международному празднику «День Земли», который отмечается 22 апреля.

Сначала определили тему проекта. Для этого внимательно осмотрели территорию около школы, своего дома. Дети просмотрели журналы, газеты, телепередачи, выбрали иллюстрации к теме, сделали рисунки.

Остановились на осеннем пейзаже, где изображен угол деревянного дома с несколько облупившейся краской, часть забора, берёзовая аллея, масса опавших листьев. Этот пейзаж выставляется в коридоре у 1 классов начальной школы, рядом вопрос: «Что бы вы сделали в этом месте?». Дети, рассмотрев пейзаж, пишут ответ на листке. Проводится интервьюирование учениками 3 класса отдельных лиц по данному вопросу. Ответы собираются и анализируются.

Опрос показал, что 80% учащихся собираются кататься на велосипеде, играть в футбол, гулять и т.п. Только несколько человек предложили убрать и сжечь листья, чтобы не сохранились вредители, починить забор, покрасить дом.

После анализа ответов понятно, что первоклассники мало знакомы с проблемами экологии и знания их носят потребительский характер. Поэтому третьеклассники создают экологический проект по приведению в порядок территории школы, ближнего сквера. Оформляют проект, обсуждают его с первоклассниками, реализуют и, наконец, защищают его, предъявляя, как результат работы, прибранный сквер.

На четвёртом году обучения я реализую проект в форме телепередачи «Круглый год».

Проект:

- интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;

- долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых реализовывается автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов;

- предполагает работу творческих групп по интересам;

- совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса окружающего мира;

- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный. здоровьесберегающий);

- применение в разных сферах: школа, семья, досуг.

Цели проекта: расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Структура проекта:

- эколого-фенологический компонент:

блок «Зима»: выявление признаков наступления зимы в природе, предсказание погоды по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц.

- валеологический компонент;

блок «Зима»: поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья ( о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний) , соблюдение мер безопасности на зимних водоёмах;

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Перед реализацией проекта с учащимися провожу беседу «Я выполняю проект», в ходе которой обсуждаем этапы проекта, его продукт и презентацию. На одном из собраний знакомлю родителей с очередным проектом. Совместными усилиями определяем оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией

Второй этап (планирование деятельности)

Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ «Круглый год» и пятая группа – зрители, которые готовили вопросы для эфира. Все редакции готовили свою программу и сценарий:

«Прогноз погоды» - передача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет

«Клуб путешественников» - передача о состоянии почвы, водоёмов и растений в разное время года

«Диалоги о животных» - передача о сезонных изменениях в жизни животных.

«Здоровье» - передача о технологиях укрепления здоровья в разное время года и способах оказания первой медицинской помощи.

Третий этап (практически-деятельный).

Редакция программы «Прогноз погоды» составляла картотеку народных примет, оформляла «фенологическое дерево» зимние явления в природе;

Редакция программы «Клуб путешественников» готовила фотоальбом «Зимушка-зима» с зимними пейзажами.

Редакция программы «Диалоги о животных» организовала выставку детских книг «Как зимуют дикие животные».

Редакция программы «Здоровье» оформляла журнал «Здоровье».

Четвёртый этап (рефлексивно оценочный)

Итог проекта – прямой эфир передачи «Круглый год»

 

Реализация проекта и его презентация.

Блок «Зима» был реализован в течение месяца.

Была оказана помощь группе « Клуб путешественников» при изготовлении фотоальбома: организованна экскурсия по окрестностям школы, выбраны объекты для съёмок, предложены разные формы оформления альбома. Группе «Здоровье» также оказана помощь - предложены рубрики журнала: закаливание, правильное питание, употребление витаминов, зимние виды спорта, подбор одежды для прогулок и занятий спортом. У групп «Прогноз погоды» и «Диалоги о животных» затруднений не было.

Презентация первой части проекта осуществлялась в форме прямого эфира передачи «Круглый год»

Цели: обобщить признаки зимы как времени года, увидеть красоту природы в зимнее время года, совершенствовать навыки групповой работы, развивать творческое мышление и способности.

Оборудование: афиша телепередачи, папки с заданиями для редакций, дипломы, иллюстрации, магнитофон.

К мероприятию вместе с детьми разработали сценарий. От каждой группы были выбраны ведущие, которые представляли результаты своей работы.

Затем редакциям были предложены различные задания с целью проверки уровня знаний учащихся по теме проекта, а зрителям – загадки и ребусы о зимних природных явлениях.

  1. Презентация второй части проекта также осуществлялась в виде прямого эфира передачи «Круглый год».

Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю дипломами или памятными подарками, при этом необходимо поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте. Однако не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект» ,»Весёлый проект», «Оригинальный проект» , «Дружный проект» и др.

Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта. Это может быть чаепитие, экскурсия, пикник, поездка, поход в музей.

Возможные результаты ( «выходы» ) проектной деятельности

младших школьников

 

Альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; макет; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; экскурсия.

 

Динамика продвижения учащихся

Данные проекты, по-моему, нашли значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

После четырёх лет участия в проектной деятельности уровень компетентностей учащихся повысился. Частично проявился высокий уровень при характеристике компетенции решения проблем.

Мною было определено, какой этап реализации проектов ученикам понравилось осуществлять больше всего. 73% учащихся 4 класса на первое место поставили презентацию проектов, что свидетельствует о положительном отношении к участию в творческом представлении результатов проделанной работы, стремлении к самовыражению и самореализации.

В своих отзывах учащиеся отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но дали её содержательный анализ, объяснили, чему научила их проектная деятельность, какие были трудности и достижения.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.

Использование проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников позволяет охватить очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах.