Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ В КОРНЕ

Методическая копилка - Начальная школа

Урок русского языка по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ В КОРНЕ»

3 КЛАСС

 

Провела: учитель начальных классов

Полянская А.В.

2012 г.

I. Эмоциональный настрой:

 

Необычный день у нас:

Гости к нам пожаловали в класс.

Что гостям сказать нам надо?

 

- Видеть вас мы очень рады. 

Мысленно подарите друг другу добрые слова; поддержка товарища принесет вам уверенность в себе и своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. У нас впереди много интересной работы. Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

 

 

II. Чистописание:

1. Проверим, как сидим:

Руки? (На месте)

Ноги? (Вместе)

Локти? (У края)

Спина? ( Прямая)

стн         вст         здн         рдц

устный           здравствуй    праздник        сердце

грустный        чувство          поздно

местный                                звездный

 

-      Что это за сочетание букв?

-      Придумайте слова с такими стечениями согласных.

 

 

Отгадайте загадку:

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?                    (солнце)

 

-      Какое стечение согласных мы еще вспомнили? (лнц)

-      Какая особенность произношения и написания слов со стечением            согласных (они не произносятся, но пишутся);

-      Как называются такие согласные (непроизносимые);

-      Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?

2. Повторим правило:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы однокоренное слово

Должны так подобрать,

Чтобы звук непроизносимый

В нем четко услыхать.

 

 

 

III. Постановка темы и задач урока:

Слова с непроизносимым согласным. 

IV. Найди слова в водопаде букв:

 

1. На доске запись:

 

Снегочувствопадлестницамепраздниктель

 

-      Какие слова получились?

-      Где можно проверить правописание этих слов?

-      Назовите слова, состоящие из 2 слогов.

-      Слово из 3 слогов разделить на слоги.

-      Найди слова, в которых букв больше, чем звуков.

 

 

2. Записать словарные слова:

чувство, лестница, праздник.

 

 


V. Актуализация знаний:

 

1. Заменить словосочетание синонимами с непроизносимыми согласными:

веселый народ — радостный (радость)

печальный рассказ — грустный (грусть)

знаменитый поэт — известный (известие)

здешний житель — местный (место)

удачная находка — счастливая (счастье)

хмурые дни — ненастные (ненастье)

 

2. Составить предложения с одним из данных словосочетаний (устно)

3. Повторение рифмовки №1 (непроизносимые согласные.)

 

Солнце, чувство, праздник,

Сердце, вестник и участник,

Лестница и звездный,

Здравствуйте и поздний.

Местный, неизвестный,

Устный и честный,

Грустный и ненастный,

Радостный, несчастный.

4. Записать 5 слов из рифмовки. 

 

  1. 5. Разделить слова на группы по написанию (слова на карточках)

честность

прекрасный

Что?

Непроизносимый согласный

сердце

интересный

Где?

В корне

солнце

чудесный

Как?

Однокоренные слова

 

-       На какие группы разделили слова?

-       Подберите однокоренные слова, выделите корень.

-       Какую орфограмму корня мы проверяли?

-       Найти слова с «ложными» сочетаниями.

 

 

6. Записать 5 слов из рифмовки №2 (по памяти) с «ложными» сочетаниями:

Вкусный, интересный, опасный и небесный,

Чудесный и прекрасный, ужасный и неясный.
Этих слов не забывайте,

Букву Т в них НЕ вставляйте!

 

VI. Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

- Закройте глаза и представьте:

Мы пришли в зимний лес,

Полный сказок и чудес:

Слева – березка в шубке стоит,

Справа – елка на нас глядит.

Вот подул ветерок, холодом пахнуло,

Словно матушка – зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья и кусты сыплются снежинки.

VII.Закрепление изученного материала:

1.Работа по картине:

Внимательно рассмотрите картину.

-       Какое настроение она у вас вызывает? (Задумчивое, веселое…)

-       Попробуйте его описать. (Дети высказывают свои предложения)

 

Тихо спит сказочный лес.

Снег – настоящее чудо. Он сверкает, как хрусталь.

Природа уснула, как в сказке.

Великолепен вид зимней природы.

Зимний лес пахнет холодом, морозцем, свежестью.

 

 

2. Грамматический разбор предложения: 

 

Комментированное письмо предложения:

Легкие снежинки пролились на землю звездным дождем.

-        Дать характеристику предложения;

-        Разобрать по членам предложения;

-        Повторить части речи;

-        Найдите слово, состоящее из 3 слогов, обозначающее признак предмета.

 

 

 

3. Работа с текстом: (у учащихся карточка № 2)

 

Учитель читает текст:

 

Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни. Приглядитесь повнимательнее. 1. Любуешься сказочной красотой тихого леса и ощущаешь себя счастливым. 2. На душе спокойно и радостно. 3. Перед нами открыты неповторимые прелестные картины природы. 4. Далеко видна вся окрестность. 5. Чудесная поляна покрыта удивительно белым пушистым снегом и выглядит как гладкая чистая страница какой-то большой книги. 6. Здесь много света и солнца. 7. И, кажется, неоткуда ждать опасности. Гордо стоят величавые ели. Снежная белая шуба покрывает их ветви. Изогнулись под тяжестью снега тонкие стволы молодых берез. Все кругом находится под властью этого снега. 8. Кажется, что лес в белоснежном наряде приготовился отметить праздник зимы. 9. Порхают, кружатся легкие снежинки, будто на землю пролился звездный дождь. Иногда с широкой еловой ветки падает ком легкого снега и рассыпается алмазной пылью. 10.Грустно расставаться с этим чудом.

- Какое настроение навеял этот рассказ?

- Какие красивые сравнения вам запомнились?

 

4. Буквенный диктант:

Обучающиеся читают предложения и записывают букву из слова с непроизносимым согласным.

 

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

Т т     т     т     -      л     -      д     д     т

5. Игра «Будь внимателен»

 

-       Определить на слух слова с нашей орфограммой?

 

Здравствуй, радостное солнце,

Вестник зимней красоты.

Словно праздник к нам в оконце

Постучалось с утра ты.

Дай блеснуть лучам прелестным,

Всю окрестность озари.

И шагай путем известным

От зари и до зари.

 

 

 

 

 

6. Творческие дифференцированные задания:

-     В такие часы вспоминаются слова А.С.Пушкина.

-     Вставить пропущенное слово с орфограммой (работа в парах):

 

 

1 уровень: Мороз и …………, день ………,

(солнце)         (чудесный )

Еще ты дремлешь, друг   ………!

(прелестный)

2 уровень: Три девицы под окном

Пряли ………… вечерком.

(поздно)

 

…………….., князь ты мой ……………!

(Здравствуй)                              (прекрасный)

Что ты тих, как день …………………?

(ненастный)

3 уровень:

Замени выделенное слово на орфограмму урока:

Видит: весь сияя в злате, 

Царь Салтан сидит в палате,

На престоле и в венце

С печальной думой на лице

[грустной]

Добрый день, князь ты мой …......

[Здравствуй]                           [прекрасный]

Что же ты тих, как день пасмурный.

[ненастный]

-       Какие орфограммы здесь встречаются?

(выразительное чтение отрывков, объяснение орфограмм).

 

 

VIII. Итог:

 

-        Мы закрепили тему «Слова с непроизносимым согласным»

-        Давайте дружно ответим:

 

Что? непроизносимые согласные 

Где? в корне слова

Как? однокоренные слова

IX. Домашнее задание:

упр. 229, составить кроссворд (дифференцированные задания)

X. Рефлексия:

 

-       Какое задание больше всего понравилось?

-       Продолжите мое высказывание:

Я могу себя похвалить…

Урок заставил меня задуматься… 

Мне понравилось, как работал…

С каким настроением уходим с урока? 

XI. Игра «Найди орфограмму»

(ученик читает стихотворение)

 

До чего сегодня день прелестный,

Солнце в небе празднично горит.

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.