Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Журавль и цапля

Методическая копилка - Начальная школа

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: «Сказки о животных»

 

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

 2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

 

 

 

Тема урока: «Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

сказки;

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

работе;

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА.

 

I Вводная беседа.

  • Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

 

 

 

 

Ушинский «Плутишка кот», ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь»

Русская сказка «Снегурочка», «Белая уточка», «Царевна – лягушка»

 

  • Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

  • На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

  • Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

 

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

 

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

 

из реальной жизни

 

фантастические

 

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

 

 

II Формулирование детьми темы и цели урока.

  • Откройте учебник на странице 21.

  • С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля») (Учитель тему урока записывает на доске)

  • Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

  • Отталкиваясь от темы урока , сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

  • Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III Физкультминутка.

IV Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

  • Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

  • Определим значение этих слов.

  • Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

  • Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

  • Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

  • А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

 

 

1 группа описание поведения журавля

 

 

3 группа что говорит журавль о цапле

 

2 группа описание поведения цапли

 

 

4 группа что говорит цапля о журавле

 

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

 

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

..стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем... долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

 

 

 

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

 

  • Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

  • Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

  • Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

  • А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

 

кульминация

 

развитие продолжение

события события

присказка

завязка

зачин экспозиция

 

  • С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

  • Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

  • Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

  • Далее идет часть сюжета, которая называется экспозиция. Она указывает на время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей. Найдите и прочитайте эту часть.

  • Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

  • Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

  • Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

  • Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

  • Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

  • Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Чтоб выразительно читать,

Будем голос развивать.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

 

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

 

Давайте среди этих героев выберем главных.

 

  • Цапля и журавль.

VI Творческая работа. (Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

  • Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

  • Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

  • Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

  • Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII Обобщение

  • С каким произведением мы познакомились на уроке?

  • Назовите жанр произведения.

  • Определите вид сказки.

  • Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

 

  • Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

VШ Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

 Полный текст можно посмотреть здесь(*.odt)