Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНКВЕЙНОВ НА УРОКАХ ОБЖ

Методическая копилка - ОБЖ

Использование синквейнов

на уроках ОБЖ

Усвоение обучающимися определенной системы знаний и умений в возможно осуществлять в разных формах обучения: на уроке, во внеклассной и внеурочной деятельности, при проведении экскурсий.

Урок ОБЖ является основной формой организации обучения школьников основам пожарной безопасности. Поэтому от того, как он построен, чем насыщен, насколько интересен, зависит качество знаний и умений обучающихся в области пожарной безопасности.

Для осмысленного усвоения полученных знаний на уроках необходима собственная познавательная деятельность обучающихся. Её организация и активизация – важнейшая задача учителя ОБЖ. В методической литературе представлен целый арсенал способов организации познавательной деятельности – занимательные задания, дидактические игры, конкурсы, викторины, инсценировки, нестандартные уроки, которые в значительной степени активизируют процесс овладения обучающимися знаниями. Предлагаю пополнить этот список синквейнами, сочетающими элементы необычности, занимательности, творчества.

                                                                                      

Синквейн. Что это такое?

Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу (Козлова, 2000).

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

  1. первая строка – название синквейна – одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдёт речь в синквейне;
  2. вторая строка два слова (прилагательные или причастия), описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
  3. третья строка – три глагола, описывающие характерные действия;
  4. четвертая строка – фраза на тему синквейна;
  5. пятая строка – суть предмета или объекта (одно существительное или фраза).

Например,

  1. Огонь
  2. Сильный, стремительный
  3. Охватывает, губит, уничтожает
  4. Распространяется быстро, превращая все в пепел.
  5. Пожар
  1. Служба
  2. Опасна, трудна
  3. Спасает, защищает, выручает
  4. Готова встретиться с бедой – огнём
  5. Охрана

Методика применения синквейнов

Синквейны можно использовать на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При этом учитель организует индивидуальную или групповую работу, разновидностью которой является работа в парах. Как показывает практика, последняя форма наиболее эффективна.

При организации на уроке работы по составлению синквейнов учителю следует руководствоваться следующими рекомендациями.

  1. Познакомить обучающихся с синквейнами: объяснить, как они пишутся, привести примеры.
  2. Разбить класс на группы и предложить написать синквейны. На выполнение задания отводится 7 –10 минут. Сначала эта работа вызывает затруднение у обучающихся, но зато потом – явный интерес и увлеченность. Успех группы зависит работы каждого ученика, что стимулирует всех участников. Следует отметить, при составлении синквейнов между собой группы не соревнуются.
  3. Защита синквейнов. Каждая группа представляет свой синквейн. После чего возможно общее обсуждение их содержания и взаимооценка. Это даёт возможность обучающимся точно и кратко раскрывать содержание рассматриваемого вопроса, высказывать свою точку зрения.

По мнению Н.П. Майоровой, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт (2002), написание синквейнов активизирует внимание школьников во время усвоения нового материала. Мы с этим полностью согласны. Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы одноклассники слушали друг друга и извлекали из произведений, составленных товарищами, идеи, которые они могут сопоставить и увязать со своими.

Синквейны можно использовать не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. В этом случае работу можно совершенствовать. Например, предложит обучающимся выполнить художественное оформление синквейнов: предложить форму, соответствующую содержанию.

В приложении 2 данной работы приведены примеры синквейнов по теме «Пожар в жилище», выполненные обучающимися 5 класса МОУ СОШ № 9 г. Мичуринска.

2.3. Рефлексия

     Анкетирование

Вопрос: Понравилось ли вам использование синквейнов на уроке?

Вопрос: Чем понравились синквейны? Учкеникам можно предложить выбрать одну из ниже указанных мотивировок:

  • новизной, необычностью;
  • занимательностью;
  • формированием умений обобщать, сочинять;
  • совместной с одноклассниками познавательной деятельностью;
  • созданием атмосферы творчества на уроке.