Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

уровень начального основного образования

Методическая копилка - Методические материалы

Русский язык

Звуки

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим.

   На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

Звуки бывают гласныеи согласные.

При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.  

а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё  ю  и  е -  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

н  м  л  р  й' -     непарные звонкие согласные

х  ц  ч'  щ'    -    непарные глухие  согласные

б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные

п  ф  к  т  ш  с -  парные глухие согласные  

ч'  щ'  -      всегда мягкие шипящие согласные  и   й'

ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные  

ь – показатель мягкости согласных. 

Напримерписьмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

Перенос слов

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

    Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день,  шью, вьёт.

2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. Например: идут,  стою,  Юлияязык.

3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Напримерпись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.

Большая буква

1. Имена, отчества и фамилии - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: Коля Никитин,  Нина  Васильева,  Ирина  Петровна,  Соколова  Екатерина  Ивановна.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: кот  Пушок, собака  Шарик,  корова Чернушка, коза  Белка.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: деревня Каменка,   село Сосновка,  город Саратов,  страна Россия.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.

Члены предложения

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существительным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркиваетсяволнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:   кого?  чего? кому?  кого?   кем?  чем? о ком  о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием

Прямая речь

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает:  «Грусть- тоска меня съедает».

           слова автора                                                       прямая речь

                  А:                                                    «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П».                        «П», - а.

А: «П!»                       «П!» - а.

А: «П?»                       «П?» - а.

Обращение

Обращение слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта парацарь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

Части речи

Имя существительное– это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя  прилагательное –это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос  какой?  какая?  какое?  какие?

Глагол  - это часть речи, которая обозначает действиепредмета и отвечает на вопрос чтоделает? что делают? что делал? что делали?

Предлог  - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Слова в,  на,  за, о, от,  об,  по, про, под,  над,  с,  к,  у – предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов.  Между       предлогом и существительным можно вставить слово или вопрос.                   

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.

Имя числительное- обозначают количество или порядок предметов при счете.

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество.

Виды разборов

Морфологический разбор

Имя существительное

  1. Часть речи.
  2. Н.ф. (И.п., ед. ч.).
  3. Пост. пр.: нариц. (собств.), одуш. (неодуш.), род,  скл.
  4. Непост. пр.: число, падеж.
  5. Член предложения.

Имя прилагательное

  1. Часть речи.
  2. Н.ф. (И.п., ед. ч., м. р.).
  3. Пост. пр.: разряд (качеств.,  относит.,  притяж.).
  4. Непост. пр.: род (в ед. ч.), число, падеж.
  5. Член предложения.

Глагол

  1. Часть речи.
  2. Н.ф. (что делать? что сделать?).
  3. Пост. пр.: вид,  спр.
  4. Непост. пр.: наклонение (изъяв., повелит., условн.), время, род (в ф. прош. вр. ед.ч.), лицо (в ф. наст. и буд. вр.),  число.
  5. Член предложения.

Местоимение

1. Часть речи.

2. Начальная форма (И.п.).

3. Лицо.

4. Число.

5. Род (только в 3 лице ед.ч.).

6. Падеж.

7. Роль в предложении.

Фонетический разбор

1.    Деление  слова  на слоги, ударение, транскрипция.

2.    Гласные – гласный, ударный (безуд.).

Согласные – согл.,  глух. (звонк.) парн. (непарн.),  мягк. (твёрд.) парн.       (непарн.).

3.   Количество букв, звуков.

Синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркнуть слова как члены предложения.
  2. Подписать части речи.
  3. Дать хар – ку: по цели высказывания ( повеств., побудит., вопросит.), по интонации (воскл., невоск.), по наличию второстепенных  членов (распростр.,  нераспростр.), по наличию грамматических основ (простое, сложное),  однородные члены (есть или нет).
  4. Выписать словосочетания.
  5. Схема (по необходимости).

ПАМЯТКА

Как готовиться к диктанту

1. Внимательно прослушайте текст, уясните его содержание.

2. Подумайте, какие виды орфограмм  и  какие пунктуационные правила встречаются в тексте диктанта.

3. Проверяя каждое предложение, остановите свое внимание на словах, в правописании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

4. Проверяя весь текст, объясните знаки препинания в известных вам случаях.

ПАМЯТКА

Как готовиться к изложению

 1. Внимательно прослушайте текст, выясните значения непонятных вам слов.

2. Определите основную мысль текста, вспомните и запишите  те фрагменты текста, которые особенно важны для её раскрытия.

3. Составьте простой план, озаглавьте его части.

4. При повторном чтении обратите внимание на стиль автора текста, при необходимости запишите слова, словосочетания и предложения, передающие авторскую стилистику.

5. Проверьте правописание слов и постановку знаков препинания.

6. Внимательно перечитайте написанное ещё  раз.

ПАМЯТКА

Как готовиться к сочинению

 1. Обдумайте предложенную вам тему, каждое слово в названии темы имеет значение.

Определите, о чём следует написать в сочинении.

2. Подумайте над своим замыслом. Какова основная мысль сочинения, зачем и кому вы его адресуете, в каком стиле и в какой форме вы будете писать работу?

3. Составьте простой, а затем сложный план.

4. Прочитайте первый вариант своего сочинения и подумайте, раскрыты ли в нём тема и основная мысль. Зачеркните лишнее и дополните недостающее. Определите, насколько заголовок сочинения соответствует его содержанию.

5. Обратите внимание на язык сочинения, на то, насколько удачно выражены ваши мысли и чувства.

6. Прочитайте окончательный вариант своего сочинения, внесите, если нужно, последние исправления.

7. Проверьте правописание слов и постановку знаков препинания.

 

 

Литературное чтение

I.  Правила чтения

1.     Держи книгу 30-40 см от глаз;

2.     Читай, сидя за столом;

3.     Не читай до усталости;

4.     Не читай во время еды;

5.     Не читай перед сном;

6.     Следи за тем, чтобы освещение при чтении падало с левой стороны;

7.     Читай так, как говоришь, при этом не забывай, что и говорить нужно раздельно с выражением мысли и чувства;  

8.     Соблюдай при чтении знаки препинания;

9.     Когда читаешь чужие слова, старайся говорить голосом того человека, за которого читаешь;

10.    Читай всегда громким голосом.

11. Не берите книги грязными руками.

12. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

13. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

14. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

  1. Храните книги в закрытых полках.

  1. Как надо готовить чтение

  1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
  2. Прочитайте несколько раз эти слова.
  3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
  4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

  1. Учитесь читать правильно

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
  2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
  3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
  4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
  5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

  1. Учитесь читать выразительно

 

  1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
  3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
  4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  6. Выделяйте голосом важные места.

  1. Памятка к работе над сказкой

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
  2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
  8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

  1. Памятка к работе над басней

  1. Как называется басня?
  2. Кто ее автор?
  3. Прочитайте басню.
  4. Какие события в ней описываются?
  5. Кто действует в басне?
  6. Какими показаны герои басни?
  7. Прочитайте, как описывает их автор.
  8. Что осуждается в басне?
  9. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?
  10. Как он относится к действующим лицам?
  11. Что должен понять из этой басни читатель?
  12. Какое выражение басни стало крылатым?

  1. Памятка к работе над стихотворением

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение.
  3. О чем рассказывает поэт?
  4. Перечитайте стихотворение еще раз.
  5. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению.
  6. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
  7. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
  8. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
  9. Что вам понравилось в стихотворении?
  10. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

  1. Работа над лирическим стихотворением

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
  4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

  1. Памятка к работе над статьей

  1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
  2. Прочитайте статью.
  3. Какие слова и выражения вы не поняли?
  4. О ком или о чем эта статья?
  5. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  6. Разделите статью на части.
  7. Что самое главное в каждой части?
  8. Озаглавьте каждую часть?
  9. Составьте план.
  10. Какова главная мысль всей статьи?
  11. Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
  12. Что нового вы узнали из прочитанного?
  13. Что вы читали об этом раньше?

  1. Памятка к работе над рассказом

  1. Как называется рассказ?
  2. Кто его написал?
  3. Прочитайте рассказ.
  4. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
  5. Назовите действующих лиц.
  6. Что вы о них узнали?
  7. Что случилось с героями?
  8. Как они вели себя?
  9. Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
  10. О чем вы думали, читая рассказ?
  11. Выделение главной мысли рассказа
  12. Внимательно прочитайте рассказ.
  13. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
  14. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
  15. Определите главную мысль рассказа.

  1. Составление плана

  1. Разделите рассказ на части.
  2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
  3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
  4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

  1. Выработка умения пересказывать полно

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать
  2. последовательность событий).
  3. Наметьте его основные смысловые части (картины).
  4. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  5. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
  6. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

  1. Выработка умения пересказывать кратко

  1. Перечитайте текст.
  2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
  3. Расскажите о главном в каждой части.
  4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
  5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного.
  6. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

  1. Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

  1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
  2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
  3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
  4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

  1. Выработка умения составлять план текста

  1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
  2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
  3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
  4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
  5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
  6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

  1. Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

 

  1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
  2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
  4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
  5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
  6. Составьте рассказ про себя.
  7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
  8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом

XVII.Заучивание стихотворения наизусть

  1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.

З. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несутосновные мысли.

4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.

5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

XVIII. Как готовить домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

XIX. Читаем по ролям

(коллективная работа )

1. Прочитайте название произведения (фамилию ав­тора и заголовок).

2. Прочитайте диалог.

3. Обсудите с одноклассниками образы героев про­изведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?)

4.Распределите роли и поупражняйтесь в вырази­тельном чтении.

5. Прочитайте произведение так, чтобы было понят­но, кого из героев изображает каждый из вас.

6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.

XX. Работаем с произведением самостоятельно

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение.

3. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится).

4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод ( самый напряженный момент).

5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.

6. Разделите текст на смысловые части, составьте план.

7. Выскажите своё мнение о произведение. (Что нового вы узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?)

XXI. Работаем с книгой

 

1. Выберите книгу, которую хотите прочитать.

2. Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием)

3. Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрацию

4. подумайте о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?

5. Перечитайте эпизоды, которые понравились.

6. Поделись своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.

Словарь по литературному чтению

Жанры литературы

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Стихотворение – небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием и имеющее стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Жанры фольклора

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Дразнилка – это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Цель дразнилок: поддразнить человека.

Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки: «два конца, два кольца – посередине гвоздик».

Поговорка – это краткое изречение, не имеющее формы законченного суждения: «свалился как снег на голову».

Пословица – Это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица отличается от поговорки тем, что является законченным предложением): «цыплят по осени считают».

Прибаутка – это забавное сочетание слов, повествующее о каком – либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

- Я медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Сказка – один из видов занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Виды сказок:

А) Сказки о животных;

Б) Бытовые сказки;

В) Волшебные сказки;

Зачинначало сказки, бывает коротким и длинным. Рассказывает. Где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке. Например, жил – да был…

Присказка заканчивается словами – это не сказка, сказка будет впереди.

Концовка – заканчивается словами: они жили долго и счастливо; тут и сказке конец, а кто слушал молодец;

Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдениемритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Скороговорки – говорится очень быстро; трудное сочетание звуков; цель – выработать ясную, четкую речь.

Потешки

Песни

Особенности лексического значения слова

Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.

Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери, вода, бьющая из–под земли, подсказка.

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например, веселый – грустный, говорить – молчать.

Синонимы – это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, горячий – жаркий, градусник – термометр.

Средства художественной выразительности

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений; крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет);

Олицетворение – неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима;

Эпитет – представляет собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза;

Сравнение – сопоставление одного предмета другому на основании общего признака: озеро как зеркало; человек свистел соловьем;

Фразеологический оборот – устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; сесть в галошу;

Элементы книги

1. Обложка – бумажная обёртка книги, на ней указываются: фамилия автора, издательство.

2. Корешок – место, где сшиты листы книги.

3. Переплет – состоит из обложки и корешка книги.

4. Форзац – это развернутый лист, скрепляющий обложку с книгой

5. Титульный лист – первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней – автор, название, издательство, год издания, художник.

6. Страницы (текст)

7. Послесловие – небольшая статья, расположенная после основного текста книги;

8. Предисловие – статья, расположенная перед основным текстом книги. Читателю сообщается некоторая информация перед началом чтения книги (например, историю ее создания). Кроме того, в предисловии может быть дана справка об авторе книги, о его судьбе.

9. Оглавление – перечень глав или других составных частей книги.

10. Аннотация – маленький текст, обычно располагающийся на обложке первой страницы. Она напоминает очень краткий пересказ текста, как бы отвечая на вопрос читателя: «О чем эта книга?» Аннотация помогает выбрать в библиотеке нужную книгу. Она часть бывает незаконченно, ведь так интересней.

11. Иллюстрации – рисунок.

Работа с книгой

Сноска – пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся обычно в самом низу страницы.

Абзац – минимальная смысловая часть текста.

Подзаголовок – слово или выражение, уточняющее основное название.

Виды пересказа

А) прямое воспроизведение текста, зависящее от поставленной задачи:

- краткий пересказ;

- подробный пересказ;

- выборочный пересказ;

Б) творческий пересказ:

- с изменением места действия; с изменением места и т.д.

 

Математика

Порядок действий

Внимательно рассмотрите выражение – есть ли в нём скобки, какие действия имеются, и только после этого начинайте выполнять вычисления.

Запомнить: Порядок действий

  1. Выполняем действия в (        )
  2. Возвращаемся к началу примера.
  3. Выполняем   · или :
  4. Возвращаемся к началу примера.
  5. Выполняем   + или –

Выражения без скобок         18 – 18 : 3 · 2 – 12 : 4                                                                                                                                    

Выражения со скобками   (18 – 18 : 3) · 2 – 12 : 4

Сложение и вычитание в пределах 10

Выучить наизусть:

1+1=2       1+2=3        1+3=4        1+4=5

 2+2=4        2+3=5

1+5=6       1+6=7        1+7=8        1+8=9        1+9=10

2+4=6       2+5=7        2+6=8        2+7=9        2+8=10

3+3=6       3+4=7        3+5=8        3+6=9        3+7=10

 4+4=8        4+5=9        4+6=10

  5+5=10

При вычитании рассуждай так:

9 – 4      9 состоит из 4 и 5, если вычесть 4, останется 5, значит  9 – 4 = 5

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Выучи наизусть:

6+5=11          6+6=12            7+6=13           7+7=14

7+4=11          7+5=12            8+5=13           8+6=14

8+3=11          8+4=12            9+4=13           9+5=14

9+2=11          9+3=12

8+7=15          8+8=16            9+8=17           9+9=18

9+6=15          9+7=16

При вычитанииможно рассуждать так:

12 – 5     5 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 12 уменьшить до 10 :        12 – 5 = 12 – 2 – 3 = 7

12 – 5 

12 раскладываю на сумму разрядных слагаемых на 10 и 2, из 10 вычитаю 5 и прибавляю 2 :  12 – 5 = 10 - 5 + 2 = 7

ЗАДАЧИ

Задачи бывают простые и составные.

Простые задачи решаются одним действием.

Составные – двумя и более действиями.

Составные задачи можно решать:

  1.  по действиям с пояснениями;
  2.  по действиям с вопросами;
  3.  выражением.

Многие задачи можно решать при помощи уравнения.

К задачам можно составить обратные задачи  (задачи, которые отличаются от первоначальной только тем, что искомое и одно из данных поменялись ролями)

ПАМЯТКА «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

 2. Выдели условие и вопрос.

3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.

4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и запиши ответ задачи.


Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:

Анализ задачи.

1. Известно, что … (расскажи условие задачи)

2. Надо узнать… (повтори вопрос)

3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …

4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…

5. Поэтому в первом действии мы узнаем …

6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)

7. Ответ ...

Геометрический материал.

  1. Что такое квадрат?

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

2.Что такое прямоугольник?

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.

3.Что такое треугольник?

Треугольник – многоугольник, у которого три угла и три стороны.

4. Что такое четырёхугольник?

Четырёхугольник – геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.

5.Что такое периметр?

Периметр ( Ρ) – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.

6.Что такое площадь?

Площадь(S) – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры

(прямоугольника, квадрата и т.д)

7.Как найти периметр квадрата?

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ□ разделить на 4.

a□ = Ρ□ : 4

8.Как найти периметр прямоугольника?

Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны прямоугольника

Или

сложить длину и ширину прямоугольника и умножить на 2.

Ρ▬=a+b+a+b

или

Ρ▬=(a+b)·2

9.Как найти периметр треугольника?

Чтобы найти периметр треугольника, нужно сложить все 3 стороны.

10.Как найти сторону квадрата, если известен периметр?

У квадрата 4 стороны, равные между собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.

a=Ρ:4

11.Как найти сторону прямоугольника, если известен периметр и другая сторона?

Чтобы найти сторону прямоугольника, нужно Ρ▬разделить на 2 и вычесть другую сторону.

a▬=Ρ▬:2 – b

b▬=Ρ▬:2 – a

12. В каких единицах измеряется периметр?

Периметр измеряется в мм, см, дм, метрах.

13. Как найти площадь квадрата?

Площадь квадрата равна произведению двух его сторон.

S□ = a · a

14. Как найти площадь прямоугольника?

Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину прямоугольника умножить на его ширину.

S█ = a · b

15. Как найти сторону прямоугольника, если известна площадь и другая его сторона?

Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.

a▬=S▬ : b

b▬= S ▬ : a

Задачи на дроби.

1.Дробь - 

2 – числитель

3 – знаменатель

2. Как найти дробь числа?

Чтобы найти дробь числа, нужно число разделить на знаменатель, а потом умножить на числитель.

3. Как найти число по дроби?

Чтобы найти число по дроби, нужно число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

 

 

Окружающий мир

План изучения природной зоны

1.Название, изображение на карте.

2.Особенности природы ( условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

3.Использование природы данной зоны человеком.

4.Экологические проблемы и охрана природы.

План описания реки

1.Название реки.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение : быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9. Как люди влияют на реку.

10.Что люди делают для охраны рек.

План изучения природного сообщества

1.Название сообщества.

2.Какие организмы составляют сообщество.

3.Экологические связи в сообществе.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.

План описания края, в котором живёшь

1.Найдите и покажите на политико–административной карте России ваш край.

   Что можно рассказать о нём по карте?

2.На карте вашего края найдите главный город, город или село, где вы живёте.

   Что можно рассказать по этой карте о вашем крае?

3.Дайте краткую характеристику своего края по плану:

   1)название;

   2)положение на карте;

   3)особенности;

4)особенности экономики;

5)экологические проблемы;

6)охрана окружающей среды.

Как читать карту

1.Уметь определять на карте стороны горизонта.

   Север на карте вверху, юг- внизу, запад- слева, восток- справа.

2.Знать, что обозначают на карте различные цвета:

   голубой – вода;

зелёный, жёлтый и коричневый- суша.

3.Знать, что обозначают другие условные знаки карты ( рассмотри условные знаки в нижней части карты).

Как показывать объекты на настенной карте

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой.

3.Показывай не надпись, а сам объект.

4.Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

Как пользоваться компасом

1.Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2.Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

3.Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный- с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта.

4.Закончи работу, поставь стрелку на предохранитель.

Ориентирование по местным природным признакам

1.У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

2.У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

3.Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

4.Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

Как работать над проектом.

1.Выбрать тему проекта, определить его цель.

2.Решить, как будет организована работа: индивидуально, в парах, всем классом, самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.

3.Подготовиться к работе:

- наметить план действий и сроки;

-выбрать способы работы ( поиск информации в литературе, Интернете, семейном архиве, наблюдения, опыты, измерения, интервью, фотосъёмка и т.д.);

- распределить обязанности.

4.Выполнить работу.

5.Подготовить и провести презентацию. Оценить результаты своей деятельности.

Дидактические игры

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

     В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови,бочонка мёда, грибов и т.д. Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей   и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

КТО НА КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.       

На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЭТО?

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант: Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:

 

 

 

                                                 Ровным шагом и подскоком

                                                Мы идем в руке рука.

                                                 Вы скажите – мы покажем.

                                                Сделайте…вот так!

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движенияживотных и птиц.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать признаки деления животных на домашних и

диких, знать отдельных представителей обеих групп.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.

НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.    

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн

ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

                               

                               

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора                           маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

                                                   

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды . Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

Кто поляны белит белым                                                                             Шагает красавица,

И на стенках пишет мелом,                                                                                     Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины,                                                                                  Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины?                                                                             И по снежку и по цветку.

Наступили холода,                                                                                            Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода        ,                                                                                        Рожь колосится,

Перестал медведь реветь:                                                                               Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь.                                                                           Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                Когда это бывает?

Когда это бывает?

Я раскрываю почки,                                                                                                  Я соткано из зноя

В зелёные листочки,                                                                                                     Несу тепло с собою

Деревья одеваю,                                                                                               Я реки согреваю,

Посевы поливаю.                                                                                            «Купайтесь!» - приглашаю.

Утром мы во двор идём,                                                                               Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём.                                                                             Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                 Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает?                                                                                             Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой больше всего очков.

                                

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

                                                   

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: «   Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года.

 

МИР РАСТЕНИЙ.

 

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения( причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек , которые правильно выполнили задание.

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты.     ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки ,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов ).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя . Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Закрепление знаний об овощах .

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант .Педагог делит детей на две группы. Одной   из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей ) или сам педагог.

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль , морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны ( например , огурец, кабачки и др.).

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол , а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот ,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

                                                        

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду ? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают ,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы .о которых говорилось.

                                                

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные , то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные , то дети не хлопают в ладоши.

 

Технология

1 класс

Памятка «Засушиваем листья»

1-й способ

1.Выложи листья между газетными или журнальными листами.

2. Высуши под грузом (прессом).

2-й способ

1.Положи лист на бумагу.

2. С помощью взрослых прогладь тёплым утюгом.

2 класс

Памятка 1

Анализ изделия

1. Назови изделие. Где и как его можно использовать?

2. Какая конструкция у изделия (сколько деталей, какой формы)?

3. Из каких материалов изготовлено изделие?

4. Можно ли использовать другие материалы?

5. Как можно разметить детали?

6. Как лучше отделить детали от заготовки?

7. Нужно ли деталям придать форму? Как?

8. Как можно соединить детали?

9. Требуется ли отделка изделия? Какие инструменты понадобятся для работы?

Памятка 2

Технологические операции и способы их выполнения

1. Разметка изделия (на глаз, по линейке, по угольнику, по шаблону, с помощью циркуля).

2. Выделение деталей из заготовки (вырезание, открывание).

3. Формообразование деталей изделия (складывание, сгибание, изгибание, скручивание и другие).

4. Сборка изделия (склеивание, сшивание, на проволоку и прочее).

5. Отделка изделия (аппликация, раскрашивание, вышивание и прочее).

Памятка 3

Оценка выполненной работы

1. Каково общее впечатление от изделия?

2. Удачно ли подобраны материалы, их цветосочетание, фактура?

3. Насколько прочна и удобна в использовании конструкция изделия?

4. Точно ли изготовлены отдельные детали?

5. Аккуратно ли выполнена сборка изделия?

6. Интересно ли оформлено изделие?

7. Каковы конструкторские и технологические проблемы и как они были решены (удачно или неудачно)?

Памятка 4

Чтение чертежа

1. Как называется изделие?

2. Какова форма основы изделия (детали)?

3. Какова общая длина основы изделия (детали)?

4. Какова общая ширина основы изделия (детали)?

5. Каковы размеры частей основы изделий (деталей)?

3 класс

Памятка 1

Дизайн-анализ изделия (художественно-конструкторско-технологические особенности)

1. Название изделия и его назначение.

2. Каковы конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения).

3. Из каких материалов изготовлено изделие? Есть ли особенности в подборе цвета, колорита?

4. Можно ли использовать другие материалы? Почему?

5. Как можно изготовить детали (разметить и отделить от заготовки)?

6. Нужно ли деталям придать форму? Если да, то как?

7. Какими способами можно собрать изделие?

8. Требуется ли дополнительная отделка? Если да, то какая? Как её выполнить?

Памятка 2

Технологические операции и способы их выполнения

1. Разметка изделия (на глаз, по линейке, угольнику, трафарету, шаблону, копированием, с помощью циркуля).

2. Выделение деталей (вырезание, открывание).

3. Формообразование деталей изделия (складывание, сгибание, изгибание, скручивание и др.).

4. Сборка изделия (склеивание, сшивание, на проволоку и пр.).

5. Отделка изделия (аппликация, раскрашивание, вышивание и пр.)

Памятка 3

Оценка выполненной работы

1. Каково общее впечатление от изделия?

2. Удачно ли подобраны материалы, их цветосочетание?

3. Насколько прочна и удобна в использовании конструкция изделия?

4. Точно ли изготовлены отдельные детали?

5. Аккуратно ли оформлено изделие?

6. Интересно ли оформлено изделие?

7. Какие конструкторские и технологические проблемы и как были решены (удачно или неудачно)?

Памятка 4

Правила работы канцелярским ножом

Нож – острый режущий инструмент.

1.Храни и передавай нож с закрытым лезвием.

2. не работай тупым и неисправным ножом.

3. При работе подкладывай дощечку, чтобы не повредить поверхность стола.

4. не держи нож лезвием вверх.

Памятка 5

Правила работы за компьютером

1.Сиди так, чтобы твоя осанка была правильной.

2. Работай в освещённом помещении. Нельзя работать за компьютером в темноте!

3. Если у тебя слабое зрение, садись за компьютер только в очках.

4. Расстояние от глаз до экрана должно быть 50-75 см.

5. Работай непрерывно не более 15 минут, делай перерывы и гимнастику для глаз.

Памятка 6

Как работать над проектом

1. Разработка проекта

Для чего делаем проект?

Сделать подарок.

Подготовиться к празднику.

Выступить с сообщением.

Что-то другое

Что будем делать?

1. Обсуждаем и выбираем изделие или тему сообщения.

2. Определяем конструкцию изделия или форму подачи информации.

3. Делаем зарисовки, схемы, эскизы изделия.

4. Выбираем лучший вариант

Как делать?

1. Подбираем материалы или решаем, где искать информацию.

2. Продумываем технологию изготовления изделия.

3. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

4. Подбираем инструменты

2. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1.Распределяем роли и обязанности.

2. Изготавливаем изделие или ищем и оформляем информацию.

3. Вносим дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию или содержание и оформление).

3. Защита проекта

Что делали и как?

1. Что решили делать и для чего.

2. Как рождался образ проекта или тема сообщения.

3. Какие проблемы возникали.

4. Как решались проблемы.

5. Что получилось.

4 класс

Памятка 1

Дизайн-анализ образца

1. Название изделия и его назначение.

2. Каковы конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения – подвижное или неподвижное).

3. Из каких материалов изготовлено изделие? Есть ли особенности в подборе цвета, колорита?

4. Можно ли использовать другие материалы? Почему?

5. Как можно изготовить детали (разметить и отделить от заготовки)?

6. Нужно ли деталям придать форму? Если да, то как?

7. Какими способами можно собрать изделие?

8. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

Памятка 2

Технологические операции и способы их выполнения

1. Разметка изделия (на глаз, по линейке, по угольнику, по трафарету, копированием, с помощью циркуля и др.).

2. Выделение деталей от заготовки (вырезание и др.).

3. Формообразование деталей изделия (складывание, сгибание, изгибание, скручивание и др.).

4. Сборка изделия (склеивание, сшивание, на проволоку, винтами с гайками).

5. Отделка изделия (аппликация, раскрашивание, вышивание и др.)

Памятка 3

Оценка выполненной работы

1. Каково общее впечатление от изделия?

2. Удачно ли подобраны материалы, их цветосочетание, фактура?

3. Насколько прочна и удобна в использовании конструкция изделия?

4. Точно ли изготовлены отдельные детали?

5. Аккуратно ли выполнена сборка изделия?

6. Интересно ли оформлено изделие?

7. С какими конструкторскими и технологическими проблемами столкнулись? Удачно ли они были решены?

Памятка 4

Как работать над проектом

1. Разработка проекта

Для чего делаем проект?

Сделать подарок.

Подготовиться к празднику.

Выступить с сообщением.

Что-то другое.

Что будем делать?

1. Обсуждаем и выбираем изделие или тему сообщения.

2. Определяем конструкцию изделия или форму подачи информации.

3. Делаем зарисовки, схемы, эскизы изделия.

4. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

1. Подбираем материалы или решаем, где искать информацию.

2. Продумываем технологию изготовления изделия.

3. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

4. Подбираем инструменты.

2. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1.Распределяем роли и обязанности.

2. Изготавливаем изделие или ищем и оформляем информацию.

3. Вносим дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию или содержание и оформление).

3. Защита проекта

Что делали и как?

1. Что решили делать и для чего.

2. Как рождался образ проекта или тема сообщения.

3. Какие проблемы возникали.

4. Как решались проблемы.

5. Что получилось.