Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Анализ работы МО учителей ЕГЦ в 2016-2017 учебном году

Анализ работы

методического объединения

учителей естественно-географического цикла

за 2016 – 2017 учебный год

           Методическое объединение учителей ЕГЦ в 2016 – 2017 учебном году имело в своем составе 4 человека: Ерохина Е.Н. – руководитель МО, учитель химии, биологии; Басенко Н.М. – учитель биологии, химии; Сергеева Е.Г. - учитель биологии, химии; Попова Л.Н. – учитель географии, биологии.

            Каждый педагог работал над темой:

  • Ерохина Е.Н. – «Использование современных образовательных технологий и системно - деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности по химии»
  • Басенко Н.М. – «Проектирование и реализация учебных занятий по биологии на основе системно - деятельностного подхода в обучении»
  • Сергеева Е.Г. – «Использование современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении биологии с целью формирования у обучающихся ключевых компетентностей»
  • Попова Л.Н. – «Использование современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении географии с целью формирования у обучающихся ключевых компетентностей»

В своей работе учителя руководствуются государственными стандартами основного общего образования, программами основного общего и среднего общего образования по предметам, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

В 2016 – 2017 учебном году на заседаниях методического объединения педагоги

  1. принимали участие в семинарах и круглых столах по темам «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования», «Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей», «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога», «Актуальные вопросы ГИА - 2017»;
  2. регулярно проводили анализ результатов проверочных работ по текстам администрации школы и корректировали систему работы по ликвидации пробелов знаний обучающихся;
  3. знакомились с новыми стандартами и методическими рекомендациями для подготовки и проведения предметных олимпиад. В соответствии с ними составили тексты и провели предметные олимпиады на школьном уровне;
  4. вели работу по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах по химии, географии, биологии;
  5. решали организационные вопросы, связанные с подготовкой и проведением Недели наук естественно – географического цикла.

Все педагоги принимали активное участие в заседаниях педагогического совета: выступали с докладами, участвовали в прениях.

            В течение этого учебного года в рамках профильной подготовки обучающихся педагогами МО были проведены элективные курсы и предметы. Ерохиной Е.Н. по химии «Химия в задачах и упражнениях» (17 часов) и Сергеевой Е.Г. по биологии «Современные вопросы биологии» (17 ч.) для обучающихся 11 класса, Ерохиной Е.Н. по химии «Органическая химия и здоровье человека» (17 ч.) и Сергеевой Е.Г. по биологии «Генетика в задачах и упражнениях» (17 ч.) для обучающихся 10 класса.

Внеклассная работа по предметам имеет важное  воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию  у обучающихся  инициативы, самостоятельности, умения нестандартно подходить к решению  различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и  творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой  активности. В этом учебном году обучающиеся школы под руководством педагогов МО приняли активное участие различных внеклассных мероприятиях школьного и муниципального уровня.

           Так 20 сентября 2016 года команда учащихся 10 классов составе Ашихминой Екатерины, Литвиновой Ксении, Скулковой Христины, Маякова Владислава, Ерёмина Святослава, Степанова Андрея, под руководством учителя биологии Сергеевой Е.Г., приняли участие в научно-практической конференции «Посадив дерево, обеспечь здоровое будущее», проводимой КГУ совместно с Щигровским лесничеством.

            Конференция проходила на базе МБОУ «СОШ №5», участниками её были обучающиеся городских школ и студенты Щигровского аграрного техникума. На мероприятии присутствовали начальник отдела образования г. Щигры Василенко Е.Б., зам. главы г. Щигры Боева Л.Б., директор Щигровского лесничества В.И. Терехов, студенты и преподаватели КГУ. Конференция проходила в три этапа: викторина, посещение дендрария при школе №5, высадка аллеи по улице Лазарева. По итогам викторины команда ребят нашей школы заняла первое место, они показали лучшие знания и проявили смекалку, а так же приняли активное участие в высадке деревьев. И теперь с гордостью могут сказать «Я посадил дерево, обеспечил себе здоровое будущее!».

Обучающиеся 11 класса под руководством Е.Н. Ерохиной 30 сентября 2016 г. стали участниками VI Всероссийского фестиваля науки «НАУКА 0+» проводимого на базе Курского государственного университета. Цель его проведения – понятным и доступным языком рассказывать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. На 14 площадках прошли лекции и мастер-классы, тренинги и деловые игры, дискуссии и экскурсии. Школьники по желанию выбирали наиболее интересную для них площадку: мастер – класс «Парфюмер», интерактивную экскурсию в Междисциплинарный нанотехнический центр «Путешествие в наномир», криминалистическую игру «Расследование преступления» и д.р. Ребятам очень понравилась идея фестиваля и его дух, а так же предоставленная возможность на несколько часов почувствовать себя студентами разных факультетов КГУ.

             По инициативе учителей Е.Н. Ерохиной и Е.Г. Сергеевой было принято решение возродить старую традицию - посадить «Аллею выпускников 2017 года». 8 октября 2016 г. на территории школьного двора состоялась линейка, в которой приняли участие обучающиеся 1а и 11 классов. Ребята высадили 19 саженцев лиственницы - дерева, которое является символом России.

5 декабря 2016 года обучающиеся 10 класса Скулкова Христина и Литвинова Ксения (учитель Сергеева Е.Г.), приняли участие в Областной конференции по итогам областных массовых мероприятий, проводимой на базе КИРО Курским областным эколого - биологическим центром. Обучающиеся стали победителями областного массового мероприятия «Юннат-2016» в номинации «Ландшафтный дизайн», подготовив проект «Мы и наша школа» и создав к нему макет, который и получил высокую оценку жюри конкурса.

17 марта 2017 на базе школы состоялся семинар учителей биологии. В рамках семинара был представлен биолого-литературный вечер «Курский соловей – певец России». Учителя Сергеева Е.Г. и Проценко И.Ю. вместе с учениками своих классов 6 «А» и 10 рассказали о том, почему наш край назван соловьиным, что это за птичка- соловей восточный, где она гнездится. А так же ученики школы узнали о знаменитых земляках, названных «Курскими соловьями». Прозвучали стихи и песни в исполнении учеников, а так же голоса знаменитостей. Мероприятие оставило яркий след у всех, кто присутствовал и принимал участие.

                20 апреля 2017 года, в рамках «Года экологии» ученики школы приняли участие в Едином Экологическом уроке и написали экологический диктант. Идея данного урока предложена Минобрнауки России совместно с Росприроднадзором. Старт Всероссийского экологического урока и диктанта был дан в День экологических знаний 15 апреля 2017 г. в рамках Московского международного салона образования - 2017. В нашей школе идею осуществила и пригласила для участия школьников – учитель биологии школы Сергеева Е.Г. В данном мероприятии приняли участие 25 учеников школы с 5 по11 класс. Они говорили об экологии, о том, почему всё чаще встаёт вопрос о защите окружающей среды. В ходе урока все приняли участие в «Едином экологическом диктанте», вопросы которого были разработаны специалистами биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Вопросы были интересны и доступны для школьников разных возрастов. Все участники получили сертификаты, которые долгие годы будут им напоминать об участии в столь важном мероприятии.

Одним из направлений работы педагогов является проектно-исследовательская деятельность. Хороших результатов в этом учебном году добились воспитанники Е.Н. Ерохиной. Овсянников Александр и Марьенкова Юлия, обучающиеся 11 класса, стали серебряными призерами XIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, проходившего с 3-5 февраля 2017 года на базе Российского химико – технологического университета имени Д.И. Менделеева в г. Москва. Организатором данного конкурса является Благотворительный фонд наследия Менделеева.

На конкурс были приглашены обучающиеся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования России, прошедшие региональный этап конкурса и ставшие его победителями и призерами. Проект не оставил жюри равнодушным и получил высокую оценку. Александр и Юлия награждены дипломами за 2 место, серебряными медалями и ценными подарками.

28 апреля 2017 года обучающаяся 11 класса Смахтина А. представляла свой проект «Космический пришелец» на научно-практической конференции юных химиков. Её проект отмечен дипломом лауреата. Руководитель проекта Ерохина Е.Н. награждена дипломом за подготовку лауреата.

Форм внеклассной работы очень много, одной из них  является предметная неделя.

Предметная Неделя наук естественно-географического цикла в нашей школе была проведена с 27 февраля по 4 марта 2017 года, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на формирование экологической культуры обучающихся.

В начале недели обучающимися 11 класса была выпущена газета, посвященная «Году экологии». Попова Л.Н. оформила выставку газет «Экология родного края», где четко прослеживалась экологическая обстановка в г. Щигры за последние 3 года.

Ребята 8 - 11 классов приняли участие в экологической викторине «Мы все в ответе за свою планету». Победителем викторины стала обучающаяся 11 класса Антонова А.

В течение недели прошла выставка рисунков и плакатов «Птицы родного края», подготовленная обучающимися 5-8 классов под руководством Сергеевой Е.Г.. Некоторые ученики нарисовали несколько рисунков.

Традиционным стало проводить уроки и мероприятия с применением ИКТ. Современные технологии позволяют наглядно и интерактивно привлекать самую последнюю информацию  по интересующим  обучающихся темам.  И наши мероприятия, и уроки не обошлись без мультемедийных презентаций и интерактивных игр.

Интерактивная игра «Химия и экология» для обучающихся 10-11 классов была подготовлена и проведена учителем химии Ерохиной Е.Н. Цель этой игры: развитие и укрепление интереса к химии, расширение кругозора обучающихся по экологии и химии, повышение уровня их экологической культуры. Ребята были разделены на 2 команды, выбрали капитанов, которым предстояло пройти первое испытание «Кот в мешке». Лидерство сразу захватила команда 10 класса. Она и стала победителем. Самым результативным игроком признан капитан команды 10 класса Пожидаев Кирилл.

Посвящение в химики «Проникнемся духом химии» для обучающихся 8-х классов стало одним из самых ярких и запоминающихся мероприятий предметной недели (учитель Ерохина Е.Н.). Ребятам нужно было решать логические задачи, задачи на смекалку, проводить химические эксперименты, выполнять интерактивные задания. Вопросы задавались как командам,  так и болельщикам, которые зарабатывали очки для своих команд. Продемонстрированные занимательные опыты не оставили равнодушными к удивительной науке химии ни одного присутствующего.

Интерактивная игра турнир эрудитов «Экологический аукцион» прошел среди обучающихся 9 кл. На каждом этапе ребятам предлагались задания теоретического или практического характера. Победителем турнира стала Евдокимова С.

С целью развития у обучающихся познавательного интереса по географии в 8 классах была организована и проведена школьная научно-практическая конференция на тему «Экология родного края» (учитель Попова Л.Н.). К защите были допущены лучшие творческие проекты следующих обучающихся: Антоновой Т., Семенова Р., Квасовой В., Сырых А., Григорьева Д., Зайцева Д., Кондауровой Д., Медведковой Н., Самойловой Н., Чевычелова Р., Пожидаевой А., Чесноковой О.

Учащиеся 7-х классов приняли участие в викторине «Экологическое путешествие по странам мира». Команда 7а класса в составе Гридиной Е., Струкова М., Смахтина Д., Городецкой В. с большим отрывом обыграла команду 7б класса.

Ерохина Е.Н. в 5 – х классах провела интерактивную игру «Экология географических открытий». Правила игры были сходны с правилами телепередачи «Своя игра». Хорошие знания по данной теме показали Ерохина М.(5а), Пахомова Е. (5а), Колюбаев К. (5б).

Тематические экскурсии "Край наш курский, соловьиный" были проведены для обучающихся 5-7 классов (учитель биологии Сергеевой Е.Г.) . В роли экскурсоводов выступили шестиклассники Кондратьева У., Сергеева Я., Смахтина А., Дрынова И.

Учащиеся 7-х классов приняли участие в викторине по биологии «Юный эколог». Победителями и призерами викторины стали: Струков Михаил, Савенкова Анастасия - 1 место; Павлов Илья, Арцибашев Михаил - 2 место; Лебедев Иван, Гридина Елизавета - 3 место.

Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.

            Все мероприятия были направлены на повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Каждый ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество  и знания по предметаместественно-географического цикла, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.

Хорошо организованная и интересно проведённая предметная неделя помогла обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствовала развитию индивидуальных качеств, раскрытию их талантов.

           Все запланированные мероприятия проведены на достойном уровне, цели проведения предметной недели достигнуты.

Как показывает практика, проведение предметных недель помогает не только пробудить интерес к предметам естественно-географического цикла, но и поддерживать устойчивый интерес к ним на протяжении всего обучения в школе.

           Педагогами МО в 2016-2017 учебном году были подготовлены материалы и проведены школьные олимпиады по биологии, химии, географии. В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 32 обучающихся. Из них победителями и призерами стали следующие обучающиеся:

1) по химии в 9 классе Алтунин В. (1 место), Евдокимова С. (2 место); в 10 классе Ашихмина Е. (2 место); в 11 классе Овсянников А. (3 место), Смахтина А. (3 место);

2) по географии в 9 классе Евдокимова С. (2 место), Маковнева А. (3 место), в 10 классе Агарков В. (3 место);

3) по экологии в 9 классе Евдокимова С. (1 место); в 10 классе Скулкова Христина(1 место); в 11 классе Алисова К.(2 место), Смахтина А. (3 место);

4) по биологии в 9 классе Евдокимова С. (1 место); в 10 классе Ашихмина Е. (1 место); в 11 классе Смахтина А.(3 место), Сергеева П.(3 место);

5) по истории курского края в 8 классе Чеснокова О. (3 место), в 9 классе Маслова С. (1место), Маковнева А. (2 место); в 10 классе Агарков В. (3 место), Афонин М. (3 место); в 11 классе Стародубцева А. (2 место).

В региональном этапе Всероссийской предметных олимпиад по экологии, биологии, химии приняли участие 3 обучающихся – победители и призеры муниципального этапа. Им вручены дипломы участников регионального этапа олимпиады (Ашихмина Е. – биология, Скулкова Х.-экология, Алтунин В. – химия).

В этом учебном году педагоги продолжили практику участия обучающихся в заочных дистанционных олимпиадах. В международном проект «Интолимп» (Могилёв,осень 2016) по биологии приняли участие 40 обучающихся 5-11 классов(учитель Сергеевой Е.Г.). Из них 12 обучающихся награждены дипломами 1 степени, 10 – 2 степени, 12 – 3 степени, 6 обучающихся получили сертификаты участников.

Конечным результатом работы учителей явилась государственная итоговая аттестация обучающихся 9 и 11 классов. Итоги, которой приведены в ниже следующих таблицах.

Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся 9 классов

по химии, географии и биологии, проводимой в форме ОГЭ, в 2016– 2017 учебном году.

Предмет

Сдавало экзамен

Порог

Средний

первичный

балл

Средняя оценка

Итого на

«5»

«4»

«3»

«2»

химия

14

9

19

4,5

7

5

2

-

география

6

12

25

4,5

3

3

-

-

биология

15

13

30

3,9

3

7

5

-

                   

Лучший результат по биологии у Щербакова Н. (учитель Басенко Н.М.) – 43 балла из 46 возможных, по химии - у Евдокимовой Е., Нечаевой А., Щербакова Н. (учитель Ерохина Е.Н.) – 32 балла из 34 возможных, по географии у Поляковой С.(учитель Попова Л.Н.) – 30 баллов из 32 возможных.

Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся 11 класса

по химии и биологии, проводимой в форме ЕГЭ, в 2016– 2017 учебном году.

Предмет

Сдавало экзамен

Порог

Средний балл

химия

1

36

64

биология

5

36

65,6

Лучший результат по биологии   у Смахтиной А. (учитель Сергеева Е.Г.) – 78 баллов. Средний балл по биологии оказался выше прошлогоднего (54 балла), а по химии ниже (90 баллов).

В этом учебном году обучающиеся 5-11 классов успешно прошли промежуточную аттестацию. Качество знаний по химии в среднем составило 59,2%, по биологии - 72%, по географии - 69%.

«Успеваемость» во всех классах по биологии, химии, географии в 2016-2017 учебном году составила 100%. Такая «успеваемость» по предметам – результат ежедневной кропотливой работы педагогов, в которой они стремятся задействовать, в первую очередь, внутренние психологические источники учебной мотивации обучающихся, используя для этого

  • современные образовательные технологии (проблемное, проектное, модульное обучение, игровые, диалоговые, информационные компьютерные   технологии, технологию развития критического мышления и др.), направленные на отработку определённых алгоритмов учебно–познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения;
  • возможности современного оборудования кабинетов химии и биологии (наглядные пособия, лабораторное оборудование, проекторы, компьютеры, медиатеки и т.д.);
  • задания разного уровня сложности;
  • разработанный педагогами, комплекс дидактического и раздаточного материала, позволяющего каждому ученику проявить свои способности;
  • систему внеурочной деятельности по предмету.

В своей работе учителя исходят из того, что каждый ученик – индивидуальность со своими возможностями, стилем мышления, темпераментом. Поэтому организуют учебно-воспитательный процесс диалогически, строят взаимоотношения с учениками   на основе эмоционально-доверительного общения. Учителям удаётся создавать на уроках благоприятный микроклимат, обстановку радости познания, сознательного отношения к предмету. Зачастую повышенный интерес к изучению химии, биологии, географии у обучающихся - это ответ на внимание, уважительное отношение к личности независимо от степени одарённости.

            Педагогами тщательно отбираются средства и приёмы учебной работы, так как без продуманной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения учебного материала. Они умело управляют формированием интеллектуальных умений и навыков обучающихся. Все это ведет к повышению результативности и творческой деятельности учащихся.

          В новом учебном году следует сосредоточить усилия всех учителей на подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ обучающихся 9 и 11 классов, разработке форм и методов обучения, способствующих активизации познавательной активности обучающихся.

                                  

Руководитель МО                                                               Ерохина Е.Н.